HSU HSU

Боровых Андрей Егорович

А.Е.Боровых

Родился 30 Октября 1921 года в Курске, в семье рабочего. Окончил среднюю школу в 1936 году. В Красной Армии с 1940 года, в том же году окончил Ч угуевскую военную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Декабря 1941 года. Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира полка.

К Июню 1943 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка ( 273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт ) Младший лейтенант А. Е. Боровых, действуя на Калининском и Центральном фронтах, совершил 341 успешный боевой вылет. В 55 воздушных боях, проявив высокое мужество и отвагу, сбил лично 12 самолётов противника и 14 в составе группы. За эти подвиги, 28 Августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К Декабрю 1944 года командир эскадрильи того же полка ( 234-я истребительная авиационная дивизия, 1-й Белорусский фронт ) Капитан А. Е. Боровых совершил ещё 123 боевых вылета и сбил 19 самолётов противника. За образцовое выполнение заданий командования и проявленный при этом героизм, 23 Февраля 1945 года он был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

После окончания войны командован авиационным полком, дивизией, корпусом. В 1951 году окончил Военно - Воздушную Академию, в 1957 году - Военную Академию Генерального штаба. В 1958 - 1969 годах командовал авиационными соединениями. С 1969 по 1977 годы - Командующий авиацией ПВО страны. Генерал - Полковник авиации ( 1968 год ). С 1977 года - Военный консультант Института военной истории МО СССР. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва.

Заслуженный военный лётчик СССР ( 1966 год ). Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени, иностранным орденом, медалями. Бронзовый бюст установлен на родине.

Трагически погиб 7 Ноября 1989 года. Похоронен в Москве. Автор книг - "Новая техника, оружие и человек", "Надежный щит Родины".

*   *   *

Андрей Боровых родился в Курске 30 Октября 1921 года под знаком Скорпиона, хранившего его судьбу, как и судьбы относительного большинства асов, родившихся под этим созвездием. Окончил 7 классов, работал шофёром, после чего крепкого и толкового юношу приняли в Чугуевское военное училище лётчиков, переименованное в Марте 1941 года в Чугуевскую военную авиационную школу, которую он окончил в том же году.

Несмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами всегда оставляли лучших из лучших. Заметим, что выпуск 1941 года дал стране 54 Героя Советского Союза, 4 дважды и 1 трижды Героев, что в течение грядущих трёх с половиной лет они собьют в воздухе около 1000 неприятельских машин, то есть по своему составу этот выпуск не имел себе равных в истории Советских ВВС.

Свою первую победу будущий ас одержал в первом же бою. Успех редко приходил к лётчику сразу, и, хотя Боровых полгода был инструктором в училище, его победа объяснима лишь исключительной настойчивостью и лихостью атак молодого лётчика. Правда, и "Харрикейн", на котором он тогда летал, был модернизирован в части вооружения; и с легкой руки Б. Сафонова, опыт которого был известен достаточно широко, 4 крыльевых пулемета Браунинг калибром 7,7-мм были заменены на 4 пушки ШВАК калибром 20-мм.

8 боевых вылетов, совершённых Боровых на Калининском фронте, принесли 3 победы, он был назначен командиром звена, награждён орденом Красного Знамени. Вскоре лётчик провёл удачный воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом Генерал - Полковника И. Конева сбил бомбардировщик Ju-88 и истребитель Ме-109, получив благодарность за отличное ведение схватки. Имя его становится известным в частях фронта, вместе с опытом приходит хладнокровие, ещё больше укрепляется уверенность в своих силах.

Большую часть боевых вылетов Боровых провёл на самолётах, летно - технические характеристики которых уступали немецким. Компенсировать преимущество вражеских машин помогали тактическая грамотность и военная хитрость, о которых никогда не забывал наш ас: "Лётчик должен не только в совершенстве владеть самолётом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, - в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом".

В середине 1942 года заместитель наркома обороны Генерал А. Новиков возложил на известного советского лётчика И. Е. Федорова формирование при 3-й Воздушной армии Калининского фронта отдельного полка асов - в пику немцам. У них уже имелась специальная авиагруппа из 28 опытнейших пилотов, летавших на "Мессерах" с нарисованными на фюзеляжах игральными картами.

И вот в одном из боев в Августе 1942-го Федоров в паре с Андреем Боровых на Як-7, патрулируя вдоль линии фронта, столкнулись с большой группой Ме-109G. Завязался жестокий скоротечный бой. Буквально за 5 минут Боровых сбил "Мессер" с пиковой дамой на борту, а Федоров сразил червонного туза ( как выяснилось позднее - командира вражеской авиагруппы ).

В тяжёлых воздушных боях на Центральном фронте, на Курской дуге, летая уже на Як-7Б, он сбил 8 немецких самолётов. Ограниченный до минимума район боевых действий сухопутных войск наложил там своеобразный отпечаток на характер воздушных сражений. Подбитые самолёты легко уходили за линию фронта, а выбросившиеся с парашютом пилоты если не попадали в плен, то вскоре добирались до своих подразделений.

В одном из боев не смог избежать вражеской очереди и Андрей Боровых. Покинул истребитель с парашютом, уже на следующий день, едва вернувшись в полк, вновь вылетел на боевое задание. В этих боях Боровых в буквальном смысле встал на защиту родного дома, ведь в недавно освобожденном Курске оставались родители, братья и сестры. Позднее он узнает, что его отец, Егор Григорьевич, погиб при налете немецкой авиации на Курск.

К Июню 1943 года командир звена 157-го истребительного авиаполка Младший лейтенант А. Е. Боровых имел на своём счету 12 лично сбитых самолётов противника и 14 - в составе группы. В конце Августа он стал командиром эскадрильи, Героем Советского Союза.

Весной 1944 года полк был перевооружен на Як-3 - истребитель, превосходивший большинство современных ему немецких типов. На этой машине Боровых участвовал в Белорусской операции, в освобождении Польши, в боях на Берлинском направлении. Этот истребитель уже не получил ни одной пробоины.

А.Е.Боровых

К Декабрю 1944 года Капитан А. Е. Боровых сбил ещё 19 самолётов противника и 23 Февраля 1945 года был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Всего за годы войны Андрей Егорович Боровых совершил более 470 боевых вылетов, провел около 150 воздушных боев, сбил лично 32 и в составе группы 14 вражеских самолётов. Его боевой путь пролег через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву, закончившись под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал бомбардировщики в тыл врага, вёл воздушную разведку.

После войны, 23-м приемом, в числе 20 дважды Героев, так называемой "золотой орды", Капитан А. Е. Боровых был зачислен в Военно - Воздушную академию. После её окончания командовал полком, дивизией. Освоил многие типы боевых реактивных самолётов. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1958 - 1977 годах был на командных должностях в Московском округе ПВО, Дальневосточном военном округе, Киевском военном округе. С 1968 года Генерал - Полковник авиации А. Е. Боровых был назначен командующим авиацией ПВО страны. С 1977 года работал в Институте военной истории.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д