HSU

Баранов Михаил Дмитриевич

М.Д.Баранов

Родился 21 Октября 1921 года в деревне Горки, ныне Кингисеппского района Ленинградской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. Работал учеником, затем токарем на заводе имени Кирова в Ленинграде. Окончил Центральный аэроклуб. С 1939 года в Красной Армии, годом позже окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Боевую деятельность начал на Южном фронте, где и открыл счёт своих побед.

К Июню 1942 года командир звена 183-го истребительного авиационного полка ( 269-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт ) Старший лейтенант М. Д. Баранов совершил 176 боевых вылетов ( из них 83 на штурмовку наземных целей ), в воздушных боях сбил 20 вражеских самолётов и 6 уничтожил на аэродромах. 12 Августа 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Погиб 17 Января 1943 года. Похоронен в городе Котельниково Волгоградской области. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени ( дважды ). На могиле установлен памятник. О подвигах Героя рассказывают и экспонаты Волгоградского музея обороны, одна из улиц города носит его имя. В городе Сланцы Ленинградской области установлена мемориальная доска.

*   *   *

Любимец 183-го истребительного авиаполка. После яростного боя 6 Августа 1942 года, в котором ему удалось сбить 4 самолёта противника, Баранов стал любимцем всей страны. Худенький 20-летний мальчишечка радостно смотрит на нас с фотографий первых военных лет. Меньше всего в нем видится грозный воздушный боец, скорее, веселый заводила, выдумщик, шутник и организатор смешных проказ. Но мальчишечка был виртуозным лётчиком, мастером воздушной стрельбы, получившим от Бога не только редкостные физические качества, но и талант тактика. Известно, что за ним специально охотились немцы. Их асы были много опытнее Михаила, авиация Германии в то время господствовала в воздухе, а новые модификации вылизанных "Мессеров" превосходили его "Як" по многим параметрам, но сбить его под Сталинградом им так и не удалось...

Он родился под Петроградом в деревне Горки в Октябре 1921 года. После семилетки работал на Кировском заводе в Ленинграде и учился в аэроклубе. Его инструктор Г. Хорт был одарённым лётчиком; недаром вместе с Михаилом аэроклуб закончили такие впоследствии яркие лётчики - истребители, как Николай Козлов и Михаил Комельков. Вместе со своими товарищами Баранов был направлен в Чугуевское военное училище лётчиков, которое успешно окончил в 1940 году.

...Свою первую победу молодой лётчик одержал 22 Сентября 1941 года, сбив истребитель Ме-109. Радость его была беспредельна. Он улыбался, потирал руки и говорил сам себе: "Ура !  Есть один !  Молодец, Миша !  Угробил гада !  Читай газеты, мама, читай газеты !". В одном из осенних боев 1941 года он был сбит, ранен в ногу, выбросился с парашютом и более двух недель выходил с оккупированной территории, пробираясь к "своим", застрелил вражеского солдата.

К концу Октября 1941 года, после захвата Мириуполя и Таганрога, южная группа немецких войск готовилась к широкому наступлению на ворошиловградском, шахтинском и ростовском направлениях. Главным из них было последнее, ибо Ростов рассматривался противником как "ворота" на Кавказ с его богатейшими месторождениями нефти.

В период, предшествовавший новому наступлению немецких войск, наши лётчики наносили удары по скоплениям их живой силы и техники, активно вели воздушную разведку. Можно привести десятки примеров мужества и высокого боевого мастерства наших авиаторов, показанных в те дни.

30 Октября в районе Ново - Московское командир звена 183-го истребительного авиаполка Старший лейтенант М. Д. Баранов сбил вражеский корректировщик "Хеншель-126". На обратном пути он был встречен четырьмя Ме-109. Михаил, не раздумывая, пошёл в атаку и меткой очередью сбил одного "Мессера". Остальные Ме-109 поспешили выйти из боя и удалились на запад.

В другой раз, при возвращении из разведки, Михаил Баранов сбил бомбардировщик Ju-88. Экипаж его выбросился на парашютах и был взят в плен. Отважный лётчик совершил в те дни немало подвигов. Оотличился он и в воздушных боях на дальних подступах к Сталинграду. Ежедневно Михаил совершал по 4 - 6 боевых вылетов на прикрытие переправ через Дон и боевых порядков войск, на сопровождение штурмовиков и разведку. В одном из вылетов его звено обнаружило на вражеском аэродроме большое скопление самолётов. Атаковав этот аэродром, истребители уничтожили 7 вражеских машин. После возвращения из разведки Баранов доложил командованию результаты полёта и предложил направить на аэродром штурмовики, а затем сам повёл их к цели. Во время удара по аэродрому он лично уничтожил 3 самолёта и 2 зенитных орудия. Четвёртый вражеский самолёт отважный лётчик уничтожил уже в воздухе.

Но особенно отличился Михаил Баранов чуть позже - в период боёв уже непосредственно за Сталинград. Воевал он смело и граммотно, а в одной из схваток сбил известного немецкого Аса.

М.Д.Баранов
Поздравление с очередной победой...

Уже к Июню 1942 года Михаил совершил 176 боевых вылетов и сбил в воздушных боях 20 вражеских самолётов. Ещё 6 - уничтожил на аэродромах. Вспоминая о тех днях, Герой Советского Союза Иван Иванович Пстыго писал:

"В те дни загремела, я не боюсь этого слова, зажглась звезда боевой славы заместителя командира эскадрильи Старшего лейтенанта Михаила Дмитриевича Баранова. С нами рядом воевал их 183-й истребительный авиационный полк. Мы подолгу стояли на одних аэродромах. И Баранов нередко сопровождал меня во время боевых вылетов. Он защищал нас, штурмовиков, от истребителей противника преданно и умело.

Среднего роста, с виду не богатырь, с веснушками на лице, Баранов был чрезвычайно скромным и даже застенчивым человеком. Сбив истребитель противника, пытавшегося атаковать штурмовиков, вечером, обычно за ужином ( столовая у нас была совместной ), Михаил нередко просил подтвердить свою работу. Мы всегда это выполняли с охотой и воодушевлением. Как же красиво пилотировал истребитель Баранов !  Да и с вражескими самолётами он дрался красиво.

В одном из полётов на обратном пути от цели домой нам попался немецкий связной самолёт Fi-156 "Шторх" - нечто вроде нашего По-2. Мы решили сбить его, сделали несколько заходов, но всё неудачно. "Шторх" маневрирует, да и летит себе. Баранов наблюдал эту картину и передаёт по радио:

- "Горбатые", отойдите - ка в сторону и смотрите, как бъют эту дрянь !

Мы отошли, а Михаил устремился в атаку и открыл огонь. "Шторх" сразу же вспыхнул и сгорел на земле...

Потом мы долго на досуге обсуждали этот случай. Я любопытствовал у Михаила, а он меня учил - как грамотно брать упреждение, куда целиться и многим другим своим профессиональным "тайнам" воздушного боя. Школа Баранова пригодилась, пошла в прок.

Як-1 М.Баранова, 1942 год
Доклад Баранова о новой победе...

Михаил всегда умел завоевывать тактическое превосходство над противником, даже если тот имел численное преимущество. Его выражение: "Истребитель не считает противника, а бьёт его" - стало крылатым. К концу Августа 1942 года Баранов имел уже на боевом счету 24 сбитых самолёта противника. Это был, конечно, большой мастер своего дела, настоящий Ас !

Жизнелюб по натуре, отменный певун и плясун, он люто ненавидел врага и, бывало говорил: "Сколько раз увижу фашиста - столько раз и убью гада !". А ведь добрейшей души был человек. Помню, в Июле - Августе 1942 года, во время боёв за Сталинград, многие беженцы и местные жители, не успев перебраться в тыл, прятались с детьми по землянкам. Смотрим, Михаил раз, другой откладывает часть завтрака или обеда, заворачивает в бумагу и подается к землянкам. Заглянули и мы следом. Оказалось, целый месяц Миша подкармливал, спасая от голода, мать с тремя малышами... Стали и мы урезать свой паек, поставив эту семью на довольствие".

6 Августа 1942 года Михаил Баранов совершил подвиг, прославивший его имя на все времена. В этот день он во главе звена истребителей Як-1 вылетел на перехват вражеских пикировщиков Ju-87, шедших к городу Котельниково под прикрытием истребителей Ме-109. Не смотря на то, что силы били неравными, наши лётчики вступили в бой. Пока другие истребители вели бой с "Юнкерсами", Баранов смело врезался в строй "Мессершмиттов". Расстроив боевой порядок, тут же сбил одного из них.

Продолжая схватку с "Мессерами" он заметил шестёрку "Юнкерсов", которые шли в сторону наших войск. Баранов мгновенно оценил обстановку - надо во что бы то ни стало сорвать замысел врага. С первой атаки он поджёг "Юнкерс", а остальные повернули назад. Набрав высоту, Михаил увидел пятёрку Ме-109, нападавших на наш штурмовик Ил-2. Михаил поспешил к нему на выручку, врезался во вражеский строй. Ещё один из "Мессеров", объятый пламенем, свалился вниз.

М.Д.Баранов на крыле Як-1
М. Д. Баранов на крыле своего Як-1

Бой продолжался, но у Баранова кончились боеприпасы. Ложными атаками он сковывал противника, а штурмовик тем временем благополучно уходил на свою территорию. Заняв удобную позицию, Михаил на глазах у наших бойцов, следивших за боем с земли, настиг ещё одного "Месса" и правой плоскостью ударил его по хвостовому оперению ( в этот день, в этом районе был сбит один из Асов I. / JG 53 "Pik As", Лейтенант Ганс Роухриг ( Hans Rouhrig ), вероятно и ставший одной из жертв М. Д. Баранова ).

Баранов выбросился из повреждённой машины и раскрыл парашют. Едва он приземлился ( на нейтральной территории ), немецкие миномётчики открыли шквальный огонь. На помощь смельчаку пришли наши пехотинцы. Они рванулись вперед и вынесли его из зоны огня. 12 Августа 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Михаилу Дмитриевичу Баранову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Комментируя этот эпизод известный советский лётчик - истребитель Борис Еремин писал:

"На заключительном этапе войны многие наши известные Асы в одном бою сбивали по два и даже по три вражеских самолёта. Но это даже для того времени было редкостью, а что говорить о лете 1942, когда противник был на редкость силён и держал в своих руках инициативу !  Тогда это было настоящим подвигом. Не случайно из тех, кто начал воевать с первых дней войны, в лётном составе уцелели буквально единицы. В массе своей до победы дожили те лётчики, которые начали воевать уже в 1943 году и позднее".

М.Д.Баранов в кабине Як-1

В различных изданиях весьма часто публикуется фото самолёта Михаила Баранова с 24 звёздами, по числу его личных побед. Но, при этом, обычно отрезают правую часть фотографии. На ней же есть одна очень любопытная деталь - над звездой имеется надпись - "Гроза фашистов - М. Д. Баранов". Номер самолёта, к сожалению, не виден. На рисунке, приведенном ниже, указан номер "1", однако надпись выполнена несколько иначе - согласно некоторым источникам, по обеим сторонам борта они имели различную конфигурацию.

Як-1 М.Д.Баранова

Истребитель Як-1 М. Д. Баранова. Сталинградский фронт, лето 1942 года.

Як-1 М.Д.Баранова

Ниже приведено ещё одно изображение самолёта Михаила Баранова, взятое с одного из сайтов Интернета. Количество звезд на фюзеляже - 27. Другая и надпись - "Смерть фашистам". К сожалению, фото этого самолёта мне никогда не встречалось, поэтому сказать о нём что - либо определённое я не могу.

Як-1 М.Д.Баранова

Як-1 М. Д. Баранова, Сталинградский фронт, осень 1942 года.

После тяжёлого воздушного поединка под Сталинградом в Августе 1942 года, когда Михаил сбил 4 немецких самолёта, он часто болел. Медкомиссия отстранила его от полётов, но он продолжал летать. Вскоре был Баранов был назначен штурманом 9-го Гвардейского истребительного авиаполка. Однако недолеченные раны дали о себе знать. В середине Ноября, в одном из полётов, судорога свела ногу и Михаил едва не разбился. Его направили в дом отдыха. Там ему стало хуже и он попал в госпиталь.

Вернулся в свой полк Баранов лишь 15 Января 1943 года. Медицинское заключение, с которым он прибыл на фронт, гласило: "Подлежит амбулаторному лечению в части, к полётам временно не допускать". Однако Михаил не представлял себя без неба и вскоре добился разрешения на учебно - тренировочные полёты. 17 Января 1943 года он поднялся в воздух на самолёте Як-1, однако вскоре был вынужден приземлиться - машина оказалась неисправной. Спустя некоторое время он вторично поднялся в небо и стал выполнять над аэродромом фигуры высшего пилотажа. Внезапно машина перевернулась на спину и почти отвесно пошла вниз. Истребитель со страшной силой ударился о мёрзлую землю и тут же взорвался... Причина гибели лётчика осталось невыясненной.

М.Д.Баранов

Общий итог боевой деятельности М. Д. Баранова, в различных источниках, трактуется по разному. Чаще всего приводятся следующие цифры - 24 лично и 28 в группе сбитых самолётов противника, в 176 боевых вылетах. Реже приводятся и другие, например - в 285 боевых вылетах и 85 воздушных боях. При этом, в одних случаях, эти победы он имел к Июню 1942 года, в других - к концу Августа !

Следует отметить, что в некоторых источниках приводятся и другие цифры. Например: 31 личная и 28 групповых побед, или - 16 личных 8 групповых побед ( последние цифры приведены в книге воспоминаний Героя Советкого Союза Николая Александровича Козлова "В огне сражений" ).

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д