HSU HSU

Амет - Хан Султан

Амет-Хан Султан

Родился 25 Октября 1920 года в городе Алупка, Ялтинского Горсовета, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Затем работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе, одновременно учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1939 года. После окончания в 1940 году Качинской авиационной школы, 1 год служил в Белоруссии, в строевой части.

К Августу 1943 года командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого Гвардейского авиаполка ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная Армия, Южный фронт ) Гвардии Капитан Амет - Хан Султан совершил 359 боевых вылетов ( из них 110 в небе Сталинграда ), провёл 79 воздушных боёв, в которых сбил 11 самолётов противника лично и 19 - в составе группы. 24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны произвёл 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 и в группе 19 самолётов противника. 29 Июня 1945 года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного виаполка ( 1-я Воздушная армия ) Гвардии Майор Амет - Хан Султан был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны поступил в Академию ВВС, но вскоре ушёл и стал работать лётчиком - испытателем ( всего освоил около 100 машин ). В 1946 года - Гвардии Подполковник. В 1947 году получил звание "Лётчик - испытатель 1-го класса". В 1952 году удостоен Сталинской премии. В 1961 году присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

Погиб в испытательном полёте 1 Февраля 1971 года. Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( пять ), Александра Hевского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак почёта", медалями. Почётный гражданин города Ярославля. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен на родине, мемориальная доска - в городе Каспийске Дагестанской АССР. Его имя носят школы № 27 в Махачкале и № 8 в Каспийске. Родные Героя живут в Москве.

*   *   *

Этот удивительный человек родился у лакца и крымской татарки в Алупке 25 Октября 1920 года. Отчий дом Амет - Хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай - Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда "работы" не было, пытался ловить... орлов. Но жизнь брала свое: бурно развивалась промышленность, машины завоёвывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо. Был там комсомольским вожаком.

Невысокого крепкого парня приняли в Качинскую военную авиационную школу, после окончания которой он год прослужил в Белоруссии в строевой части.

Начало Великой Отечественной войны Младший лейтенант Амет - Хан встретил в 4-м истребительном авиаполку ( Одесский Военный округ ) под Кишинёвом. В первый же день на биплане И-153 он провёл несколько штурмовок, а через 3 дня полк перестал существовать: материальная часть была полностью уничтожена...

В Октябре 1941 года лётчик был назначен командиром звена того же полка ( 147-я истребительная авиационная дивизия, Юго - Западный фронт ). К тому времени он произвёл 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награждён орденом Красного Знамени.

В конце Декабря 1941 года Лейтенант Амет - Хан Султан в числе других лётчиков полка был направлен в Кинешму ( Ивановская область ) для переподготовки на английский истребитель "Харрикейн". Затем вернулся в свой полк, который в это время вошёл в систему ПВО города Ярославля.

31 Мая 1941 года на окраине Ярославля на высоте 7300 метров Амет - Хан встретил немецкий бомбардировщик Ju-88D-1. Он бросился в атаку, открыв огонь из всех пулемётов. "Юнкерс" на большой скорости, умело маневрируя, изворотливо уходил от прицельного огня. Наконец Амет - Хану удалось зайти с задней полусферы. Длинной очередью уничтожил пулемётную точку бомбардировщика. Когда после очередного боевого разворота поймал в прицел "Юнкерс", снова нажал на гашетку, но выстрелов не последовало - кончился боезапас. Тогда Амет - Хан правым крылом своего "Харрикейна" ударил по плоскости "Юнкерса"...

При ударе его "Харрикейн" застрял в загоревшемся "Юнкерсе" так, что крыло бомбардировщика наглухо закрыло Амет - Хана в кабине. К счастью, ему удалось оторваться от вражеской машины и выпрыгнуть из падающих обломков с парашютом. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награждён орденом Ленина.

В Июне 1942 года, летая на "Харрикейне", Амет - Хан Султан сбил 2 вражеских истребителя Ме-109 ( оба в районе Елец - Липецк ).

В Августе 1942 года 4-й авиаполк, в составе которого сражался Амет - Хан, приступил к боевой работе на Сталинградском фронте. Быстро освоив новый для себя Як-7А и одержав в Августе - Сентябре несколько побед  ( так, 7 Сентября сбил Ме-109 ), Амет - Хан снискал славу сильного, не знающего страха воздушного бойца.

Як-7А Амет-Хана Султана

Як-7А Лейтенанта Амет - Хана Султана,  4-й ИАП,  Август - Сентябрь 1942 г.

Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет - Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках, его запоминающееся сказочное имя стало легендарным, синонимом непобедимого искусного истребителя и блестящего, неистощимого остроумца. Взыскательная солдатская память донесла до нас некоторые его каламбуры. "Пересаживаемся с ишака на жеребца", - шутил он при переучивании на новый самолёт.

"Полк без Амет - Хана, что свадьба без музыки", - говорили о нём соратники. Отличаясь своим особенным, то мягким и вкрадчивым, то резким и яростным лётным почерком, он и на земле умел сохранять свой неповторимый стиль во всём, даже во внешности и одежде.

Невысокого роста, чуть сутулящийся, коренастый, подвижный, с чёрными, словно завитыми, кудряшками волос, он внимательно, редко мигая, смотрел на собеседника карими глазами. Очень любил шахматы. Если шахматистов не оказывалось, с удовольствием играл в шашки и домино. Даже тогда, в 1942 году, он носил модные по тому времени брюки - галифе с напуском на голенища вычищенных до блеска сапог, длинную гимнастерку из довоенного коверкота и вечный, казалось, неснимаемый реглан... Настороженный и нервный перед вылетом, он волновался, ожидая ракету, менялся в лице, но в воздухе любые колебания исчезали, в небе он становился яростным и решительным, не знающим малейших сомнений бойцом.

После короткого пребывания в отдельной группе истребителей, созданной специально для борьбы с немецкими Асами, где Амет - Хан сбил 2 Ме-109, сам был сбит и вновь выбросился с парашютом, его вместе с Иваном Борисовым и Владимиром Лавриненковым перевели в 9-й Гвардейский истребительный авиаполк, которому командование готовило ударную роль.

По прибытии в часть он был назначен заместителем командира эскадрильи. В боях над Касторной и Воронежем ( Июнь - Июль 1942 года ), уничтожил ещё 7 самолётов, за что был награждён орденом Красного Знамени и назначен уже командиром 3-й ( жёлтоносой ) эскадрильи.

"Как лётчик, отлично владеющий самолётом Як-1, Амет - Хан не имеет себе равных. Как командир, он требователен к себе и подчинённым", - так отозвался о нем Лев Шестаков - сам прекрасный боец, командир и тактик, имевший в подчинении лучший на то время истребительный полк. Высокая оценка была у них взаимной. Владимир Лавриненков вспоминал, как после полёта в зону вместе с Шестаковым "трёхжильный" Султан упал на землю, раскинув руки, произнес: "Наш командир не лев и не сокол, он чистый дьявол"...

В Октябре - Декабре 1942 года эскадрилью Амет - Хана нацелили на уничтожение транспортной авиации противника, снабжавшей продовольствием и боеприпасами окружённые под Сталинградом войска. В этот период он сбил 2 Ju-52 и 1 He-111.

...15 Марта 1943 года, атаковав, невзирая на прикрытие, ведущего большой группы "Юнкерсов", сблизившись с ним до 20 - 30 метров и сбив его длинной очередью, ушёл от атак вражеских истребителей. В этом бою бывший в составе его четвёрки П. Коровкин таранил Ju-88 и погиб. Разъярённый Амет - Хан набрал высоту и на обратном пути, в одиночку, с пикирования атаковал пару Ме-109 и сбил её.

23 Апреля 1943 года Командующий 8-й Воздушной армией Генерал - Лейтенант авиации Т. Т. Хрюкин представил его к званию Героя Советского Союза. В представлении написано: "Товарищ Амет - Хан Султан произвёл 359 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов противника и в групповых боях 19 самолётов. Имеет один таран самолёта противника. На Сталинградском фронте произвёл 110 боевых вылетов, лично сбил 6 самолётов противника и в группе 7 самолётов противника".

Над переправами через Дон в Июле 1943 года Амет - Хан сбивает 2 бомбардировщика Не-111  ( за что получил благодарность Командующего 8-й Воздушной Армии Тимофея Хрюкина ), ещё 2 самолёта подбивает, и те со снижением уходят в сторону Азовского моря ( их дальнейшая судьба неизвестна ).

"Высота - ключ к победе, - писал Амет - Хан в "Сталинских крыльях". - Тот, кто выше, может в любую минуту спикировать на вражеский самолёт и, развив большую скорость, достичь его".

Р-39N Амет - Хана

Самолёт Р-39N "Аэрокобра" Амет - Хана Султана, 9-й ГвИАП, 1943 год.

Затем он воевал под Ростовом - на - Дону и на реке Миус. К этому времени Амет - Хан Султан стал уже опытнейшим бойцом. Он научился замечать врага раньше, чем тот заметит его, атаковал стремительно и неожиданно, точно стрелял короткими очередями. Бывало и так, что сбитые вместе с напарником самолёты Амет - Хан Султан записывал своему ведомому, чтобы у того было побольше личных побед.

20 Августа в районе Калиновки под Таганрогом он сбивает 2 пикировщика Ju-87. На следующий день, атакуя в лоб, - бомбардировщик Ju-88, а буквально через несколько минут заходом сзади - снизу - бомбардировщик Не-111. Его эскадрилья сбила тогда 6 самолётов противника, и наблюдавший бой командующий фронтом Ф. Толбухин наградил Амет - Хана орденом Красного Знамени. Всего, в боях за Таганрог, он сбил 11 самолётов.

24 Августа 1943 года, за мужество и отвагу проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Амет-Хан и Иван Борисов
Амет - Хан ( справа ) и И. Г. Борисов

С 1942 и до начала 1944 года большинство своих вылетов Амет - Хан проводил в паре с Иваном Борисовым, лично и в группе сбил 23 самолёта противника.

В Январе 1944 года лётчики посадили на свой аэродром немецкий связной самолёт "Физлер - Шторх" Fi-156. Неугомонный Амет - Хан Султан, осмотревшись в кабине, уже через несколько минут поднял его в воздух...

Амет - Хан Султан считался в полку одним из лучших мастеров штурмовых ударов по наземным целям и объектам врага. Как - то под его командованием истребители обнаружили 2 железнодорожных состава с боевой техникой и топливом. Они вначале вывели из строя паровозы, затем подожгли цистерны с горючим. Образовавшееся море огня уничтожило технику, оружие - всё, что находилось в двух составах. Десятки вылетов эскадрилья Амет - Хана совершила на удары по вражеским автоколоннам, артиллерийским и миномётным батареям, другим целям.

8 Февраля 1944 года, в районе Борислава сбив свой 7-й "Хейнкель-111", Амет - Хан стал рекордсменом по уничтожению этого типа самолёта. Надо заметить, что с середины 1943 года Не-111 нёс усиленное вооружение - до 4 спаренных установок для стрельбы назад и был исключительно грозной машиной.

А вскоре Амет - Хан провёл тяжелейший бой с известным немецким Асом. Произошло это так:

В Марте 1944 года над их аэродромом пролетел немецкий истребитель Ме-109 и сбросил вымпел с запиской. Вражеский пилот вызывал на дуэль лучшего аса, обещая не вступать в бой, пока советский лётчик не наберет высоту 3000 метров. Такой наглости в 9-м ГвИАП от противника никак не ожидали. К этому времени лётчики полка уже доказали немцам, что и они не лыком шиты. Доложили командующему 8-й Воздушной армией Тимофею Хрюкину. Тот, не долго думая, приказал готовить к вылету "Аэрокобру" Амет - Хана.

Надо отдать должное немцу - он выполнил условия дуэли. Все, находившиеся на аэродроме, запомнили этот бой навсегда, хотя длился он не более 15 минут. "Мессершмитт" и "Аэрокобра" устроили в небе неистовую карусель. Выписывая немыслимые пируэты, самолёты без единого выстрела гонялись друг за другом. А затем прозвучала короткая очередь. "Мессер" задымился и рухнул в пике. Позже стало известно, что Амет - Хан свалил немецкого Аса, сбившего 50 наших самолётов.

10 Апреля отважный лётчик уничтожил 2 FW-190, 12 Апреля над Севастополем в труднейшем поединке сбил FW-190, на следующий день - ещё один и помог своему ведомому зажечь другой. Осенью 1944 года в районе Гульбинена он уничтожил очередной FW-190.

Перед перелётом в Прибалтику эскадрилья, которой командовал Амет - Хан, отличилась в боях над Днепром. Только за неделю боёв его подопечные уничтожили 32 немецких самолёта. Четыре из них сбил лично командир эскадрильи: два - в районе Одессы и два - над Николаевым.

Ла-7 Амет-Хана

Истребитель Ла-7 Амет - Хана Султана, весна 1945 года.

Войну Амет - Хан Султан заканчивал летая на истребителе Ла-7. На этой машине он воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов ( в том числе 18 Января и 26 Января - по одному FW-190 ). Последнюю победу Амет - Хан одержал 25 Апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив ещё один истребитель FW-190 ( пилот - командир группы, кавалер Железного креста с Дубовыми листьями ).

Всего к концу войны совершил 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 ( в том числе 12 бомбардировщиков, 17 истребителей и 1 транспортный ) и в группе 19 самолётов противника. 29 Июня 1945 года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 1-я Воздушная армия ) Гвардии Майор Амет - Хан Султан был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны направленный в академию по настоянию командования, Амет - Хан не мог заставить себя учиться, несколько раз убегал оттуда, возвращался в полк. Вынужден был уйти из армии, демобилизовался в звании Подполковника.

...Он нашёл себя на испытательной работе в НИИ ВВС, где почти четверть века испытывал реактивные планеры и самолёты. В 1961 году ему было присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

1 Февраля 1971 года Амет - Хан вылетел на "летающей лаборатории", чтобы испытать новый авиационный двигатель, который помещался внутри салона и выпускался наружу с помощью специального устройства. Когда самолёт вошел в зону испытаний и бортинженер начал опускать двигатель, радист сообщил на землю о начале выполнения полётного задания. Это было последнее сообщение, которое получили на КП от лаборатории...

Самолёт упал в болото. Весь экипаж погиб. Пилотскую кабину с Амет - Ханом, вторым пилотом Евгением Бенедиктовым и штурманом Вильяном Михайловским отбросило далеко в сторону, а бортмеханика Радия Ленского и радиста Алексея Воробьева нашли в самолёте. До последнего мгновения экипаж пытался спасти машину. Что произошло в тот трагический день, до сих пор неясно. Скорее всего, взорвался опытный двигатель.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д