HSU HSU

Алелюхин Алексей Васильевич

А.В.Алелюхин

Родился 30 Марта 1920 года в селе Кесова - Гора Калининской области, в семье рабочего. Окончил среднюю школу. В Красной Армии с 1938 года. Призван Мытищинским РВК Московской области. Окончил военную авиационную школу имени В. П. Чкалова в 1939 году.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира истребительного авиаполка.

24 Августа 1943 года за воинскую доблесть и мужество, проявленные при обороне Одессы и в Сталинградской битве, в боях под Ростовом, Таганрогом и Мелитополем, 265 боевых вылетов и участие в 65 воздушных боях, в которых сбил 11 самолётов противника лично и 6 - в составе группы, командир эскадрильи 9-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт ) Гвардии Капитан А. В. Алелюхин был удостоен звания Героя Советского Союза.

1 Ноября 1943 года за умелое руководство пилотами эскадрильи в боях за освобождение Донбасса, 410 боевых вылетов и участие в 114 воздушных боях, в которых лично сбил ещё 26 самолётов противника, был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

Всего за годы войны совершил 601 боевой вылет, провёл 258 воздушных боев, уничтожил 40 вражеских самолётов лично и 17 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС на командных и штабных должностях. Окончил военную Академию имени М. В. Фрунзе в 1948 году и Военную Академию Генерального штаба в 1954 году. С 1958 года Генерал - Майор авиации А. В. Алелюхин - в запасе. За период службы награждён Орденами Ленина ( трижды ), Боевого Красного Знамени ( трижды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями. Умер 29 Октября 1990 года.

*   *   *

Доброжелательный и спокойный, Алексей Васильевич Алелюхин обладал мощной аурой внутренней силы и уверенности, тем особенным мужским обаянием, которое одинаково располагало к нему и зелёную, необстрелянную молодёжь, и грозных, порой крайне жестких, командиров. Ратная слава и удача благоволили к нему ещё, наверное, и потому, что он тщательно готовил каждый свой вылет - десятый, сотый или трехтысячный, вникал в подробности боевой обстановки, внимательно изучал особенности маршрута, детально прорабатывал тактические приемы боя и элементы взаимодействия в воздухе.

Он родился в Тверской губернии у Бежецкого верха, в селе Кесова - Гора. В начале 30-х годов семья переехала в Подмосковье, где Алексей закончил 7 классов и поступил работать на фабрику. Вечерами занимался в планерной школе. Вскоре был принят в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую успешно окончил в 1939 году.

Алелюхин начал свою службу в частях Ленинградского военного округа. В Октябре 1940 года был переведен в Одессу, в 69-й истребительный авиационнвы полк. С этим полком, ставшим впоследствии 9-м Гвардейским, давшим стране 25 Героев Советского Союза, уничтожившим в воздухе 558 самолётов противника, только двум пилотам: А. Алелюхину и И. Королёву было дано пройти весь его боевой путь - от Одессы и до Берлина...

В условиях катастрофы приграничных авиационных частей первых дней войны 69-й истребительный авиаполк не только сохранил боеспособность, но и вёл активные наступательные действия, нанося бомбово - штурмовые удары по войскам противника на его территории.

На третий день войны Алексей открыл счёт своих побед - в составе звена сбил над аэродромом бомбардировщик Не-111. Спустя несколько дней, в небе Одессы одержал и первые личные победы. На его груди засверкал Орден Красного Знамени.

Взлетая в окружённой Одессе с аэродрома расположенного прямо в городе, он уничтожил немало вражеских самолётов в воздухе и на земле. Довелось ему участвовать и в беспримерном налёте на аэродром противника, с которого враг летал на Одессу. Это была отважная операция полка, причинившая противнику большой урон. В ней Алексей отличился точными, неотразимыми огневыми ударами. Затем, когда жителей Одессы начали буквально терроризировать дальнобойные орудия типа "Берта", на их поиски послали Алелюхина. И он разыскал пушки, заставил их надолго замолчать.

В одном из боев вражеский снаряд пробил кабину его истребителя, и несколько осколков впилось в ногу Алексею. Истекая кровью, он дотянул свой самолёт до аэродрома. А когда подлечился, снова начал летать на боевые задания, метким огнем разить врага.

За три месяца боев под Одессой Алелюхин совершил 183 боевых вылета на самолёте И-16, провел 56 штурмовок. Это был настоящий поединок со смертью. Штурмовка наземных войск на истребителе была опаснейшим видом боевой деятельности. У большинства асов их общее количество не превышает двух - трёх десятков...

В то кровавое лето проявился его характер: в одном из вылетов Алелюхин был ранен, в другом - приземлил заглохшую машину у самой линии фронта. Именно тогда он подал заявление в партию и, упросив оставить его в полку после ранения, летал с кровоточащей раной на боевые задания.

Осенью 1941 года 69-й авиаполк был выведен с фронта и перевооружён на новые истребители ЛаГГ-3. Алелюхин одним из первых поднял в небо эту машину. В свой третий или четвертый вылет, когда весь состав полка наблюдал за стартовавшим истребителем, он прошёл вдоль линейки самолётов и на высоте 50 метров выполнил полный набор пилотажных фигур: петлю, иммельман с полуторной бочкой, переворот, штопор, ранверсман... В самое ближайшее время на этой машине он одержал ряд новых побед.

Годовщину войны лётчики полка встретили в тяжёлых боях на только что созданном Сталинградском фронте в условиях господства в воздухе немецкой авиации, сконцентрировавшей свою основную мощь на этом направлении   ( 1200 самолётов против 300 советских ).

Именно здесь Алелюхин одержал свою самую памятную победу. Его одиночный "ЛаГГ" был атакован четырьмя Ме-109, и он 6 раз ( ! ) отрывался от преследователей отвесным, до самой земли, пикированием. Во время одного такого "отрыва" ему удалось сманеврировать, пропустить вперед немца и сбить его. Так что при всех своих недостатках ЛаГГ-3 был вовсе не безнадежным самолётом и далеко не самым лёгким противником для пилотов Люфтваффе, особенно находясь в руках опытного лётчика.

В небе Сталинграда 69-й авиаполк воевал на своих "ЛаГГах" до Сентября 1942 года, когда был перевооружен на "Яки". Ас № 2 Люфтваффе Герхард Баркхорн вспоминал, что в 1942 году на Сталинградском фронте он "крутил карусель" с одиночным "ЛаГГом" в течении 40 минут. Противники оказались достойны друг друга - ни один самолёт не был сбит... Вернувшись из того боя, Алелюхин, хоть и не был ранен, не смог самостоятельно выбраться из машины: стольких сил потребовал поединок от крепкого 22-летнего парня.

Осенью 1942 года полк был перевооружён, теперь уже на Як-1, пополнен и в конце Ноября вновь брошен в пекло великой Сталинградской битвы, достигшей к тому времени своей кульминации.

В боях под Калачем Алелюхин сбил 4 бомбардировщика, а под Котельниково и Зимовниками - 2 "Юнкерса" и "Мессер". За эти победы был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

24 Августа 1943 года за воинскую доблесть и мужество, проявленные в боях с врагами, Алексею Алелюхину было присвоено звание Героя Советского Союза. К моменту опубликования Указа, его личный счет достиг уже 20 сбитых самолётов.

На фронте появилась листовка Главного политуправления Красной Армии, посвященная отважному лётчику. Вот как описывается в ней один из его поединков: - "...Алелюхин набирает высоту. Противник устремляется за ним. На высоте 6500 метров вражеские истребители начинают атаку. Стремительно маневрируя, Алелюхин уходит из - под удара... Так повторяется несколько раз. Их пять, он один, но "Мессера" никак не могут взять его в прицел. Снова маневр. Истребитель Алексея, звенящей стрелой вонзается ввысь, а оттуда неожиданно пикирует в хвост одному из "Мессеров". Огонь !... Вражеский самолёт сбит. Противник ошеломлен, он мечется и теряет Алексея из виду..."

Алелюхин на крыле своего Як-9

В период боев за Таганрог Алелюхин был назначен командиром эскадрильи. Только за 4 дня лётчики, ведомые им, сбили 24 вражеских самолёта. 5 из них уничтожил комэск. Ему вручают Орден Александра Невского. Отвечая на эту награду, Алексей за 2 дня сбивает еще 5 "Мессеров" !

"Воздушный снайпер бъет без промаха !..." - писала об Алелюхине фронтовая газета. А однополчане посвятили ему песню - "Если в небе Алелюхин, "Мессершмитт" торчит в земле..."

Именно в это время Алексей со своими товарищами летал на самолётах, которые своим внешним видом заметно отличались от других машин полка: на фюзеляже "Яков" был изображён леопард, разрывающий червовое сердце - знак частых встреч с немецкими лётчиками из 9./JG 52 "Флигенд шверт" ( сердце под кабиной - отличительный знак 9-го штаффеля немецкой истребительной эскадры JG 52 ).

Эмблема с леопардом была на всех самолётах его эскадрильи. Автор эмблемы - лётчик Евгений Дранищев. Самолёт Алелюхина отличался от других лишь тем, что снизу фюзеляжа к красному коку от водорадиатора тянулась красная полоса с "ласточкиным хвостом". Вместе с коком она образовывала стрелу. Самолёт был стандартного для того времени окраса - зеленый и чёрный. Правда, вскоре, леопардов пришлось закрасить, а вот красный капот остался, позднее он перешёл на нос "Аэрокобр" и "Лавочкиных" как цвет эскадрильи Алелюхина  ( синий стал цветом эскадрильи Ковачевича, а желтый - Амет - Хана - Султана ).

Уже тогда Алексей принадлежал к тому разряду советских асов, которых противник знал поимённо. И когда он, в ту пору совсем юный пилот, вёл эскадрилью в бой, в эфире раздавалось тревожное - "Внимание !   В воздухе - Аль-лье-льюхин !"   Сколько бы врагов ни было в это время над полем боя, все разговоры в эфире перекрывались этим тревожным предупреждением.

Вскоре полк был перевооружён на американские истребители Р-39 "Аэрокобра". Свою новую машину Алелюхин "обновил" в первом же боевом вылете. Вот как сам он описал этот бой:

"Издали я увидел две шестерки Ju-88. Прикрытия поблизости не было. Какая самонадеянность ! - подумалось мне.

- В атаку ! - приказал я по радио своим ведомым. Дав полный газ, пошёл первым. Следом за мной устремились и остальные лётчики. Развернувшись в лучах солнца, мы пристроились в хвост бомбардировщикам, которые, видимо, приняли нас за своих.

Обман удался !  С короткой дистанции я поймал "Юнкерс" точно в прицел, нажал на гашетку, и снаряды прошили его. "Юнкерс" взорвался и рухнул на землю. Тут же мой самолет вздрогнул от взрывной волны. Впереди меня загорелись и пошли к земле ещё два вражеских бомбардировщика".

За этот бой, в котором эскадрильей Алелюхина было сбито 5 самолётов Ju-88, он получил орден Суворова 3-й степени - "За отличное выполнение боевого задания и умелое руководство боем".

А.В.Алелюхин

1 Ноября 1943 года за умелое руководство пилотами эскадрильи в боях за освобождение Донбасса, 410 боевых вылетов и участие в 114 воздушных боях, в которых лично сбил ещё 26 самолётов противника, Алексей Алелюхин был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

Алексея Алелюхина любили и уважали в полку за общительный характер и высокое боевое мастерство. Около 30 вражеских самолётов сбил отважный воздушный боец ещё до Крымской операции, однако война есть война...

25 Апреля 1944 года, во время воздушной схватки в районе Севастополя, он сошёлся в лобовой атаке с шеститочечным FW-190, снаряд которого пробил 38-миллиметровое лобовое бронестекло кабины и ранил Алелюхина в лицо, шею и плечо. И вновь он остался в полку, и уже через неделю повёл эскадрилью на боевое задание.

Но уже 5 Мая, во время прикрытия бомбардировщиков, шестёрка Алелюхина была атакована восемью FW-190. Очередью сверху на командирской машине были повреждены рули высоты. "Кобра" Алелюхина вошла в плоский штопор, и он вынужден был выпрыгнуть с парашютом...

Алелюхин у своего Ла-7

Гвардии Майор А. В. Алелюхин у своего именного самолёта Ла-7.

При этом он опустился на нейтральной территории, прямо на дерево и повис на нем. Парашютиста заметили и наши солдаты и немецкие, завязалась перестрелка. К счастью, лётчику удалось быстро отделаться от парашюта и укрыться среди камней. Под обстрелом противника, к месту его нахождения была отправлена автомашина, которая и вывезла его в расположение советских войск. Потом было ещё много боёв и побед...

В Июле 1944 года Алексей осваивает свой пятый за войну тип истребителя - новейший Ла-7. В конце войны Алелюхин летал уже на именной машине с надписью на борту "Алексею Алелюхину от коллектива треста №: 41 НКАП". Будучи большим любителем разрисовывания своих самолётов, на капоте "Лавочкина" он изобразил алое сердце пронзенное стрелой.

Интересная история произошла с этим Ла-7. В Апреле 1945 года, как рассказывал Алексей Васильевич, как - то вечером они сидели и выпивали с его техником. Алелюхин рассуждал о жизни после войны и о том, что было бы неплохо поставить памятник Ла-7: покрасить его в красный цвет и поднять на постамент. На следующее утро полк подняли по боевой тревоге и Алелюхин, одеваясь на ходу побежал к своему самолёту. Какого же было его изумление, когда он увидел, что вся его машина стала ослепительно красного цвета !

Ла-7 Алексея АлелюхинаА.В.Алелюхин

Как говорил Алексей Васильевич, он "в благодарность" аж потянулся за своим пистолетом, но времени разбираться с техником не было. Так последние дни войны он и летал на красном Ла-7. Немцы в радиобмене стали называть его не иначе, как "русский красный барон". Потом, по завершении боёв наехала какая - то инспекция, и Ла-7 Алелюхина опять стал серым.

Летая на новых машинах лётчики 9-го Гвардейского авиационного полка участвовали в боях на территории Прибалтике, а затем в Восточно - Прусской и Берлинской операциях. В этих боях, заместитель командира полка Гвардии Майор Алелюхин одержал свои последние 4 победы.

Одну из последних схваток он провёл в небе Германии. Эскадрилье предстояло нанести удар по резервам противника. Едва набрали высоту, как увидели "Фоккеров". Летели они девятками. Одна, другая, третья... Следуя правилу, выработанному в эскадрилье ( врага не считать, а бить ! ), наши лётчики, несмотря на численное превосходство противника, вступили в бой.

Дрались на вертикалях. Вверх, вниз... Ревели моторы, то и дело сверкали трассы огня. От перегрузок темнело в глазах. Но Алелюхин уже держал в прицеле FW-190. И когда тот начал выходить из крутого пикирования, комэск нажал гашетку. Вражеский самолёт вспыхнул и пошел к земле. И еще нескольких самолётов недосчитался противник в этом бою. А Гвардии Майор Алелюхин в полном составе привел на аэродром свою девятку истребителей. Техники быстро подготовили машины к вылету, и комэск снова повел их в бой...

Свои последние победы Алелюхин одержал 27 Марта 1945 года, когда в бою над Балтикой, западнее Пиллау, сбил сразу два FW-190.

Всего за годы войны Алексей Алелюхин совершил 601 боевой вылет, провёл рекордное число боёв - 258, сражался с самолётами немецкого, итальянского, польского, французского, румынского, голландского и английского производства, сам бывал ранен, горел, сажал подбитую машину на "вынужденную" и прыгал с парашютом, одержал за войну 57 только официальных побед  ( лично сбил 40 и в группе - 17 самолётов противника). К этому следует добавить ещё ту вражескую технику и живую силу, которую он уничтожил во время штурмовок наземных целей.

Алелюхин на крыле своего Як-9

Алелюхин не был честолюбив. В конце войны он чаще действовал в составе групп прикрытия. Даже атакуя парой, обычно выводил на ударную позицию ведомого, поручая именно ему нанести последний удар. А ведь победы всегда оставались победами: они приносили награды, славу, наконец деньги.

Алелюхин же всегда руководствовался соображениями целесообразности, а не личной выгоды: весной 1945 года важнее было сберечь, обстрелять, заставить поверить в себя молодежь, чем под прикрытием дюжины ведомых самому одержать очередную "королевскую" победу...

После окончания войны Алексей Васильевич ещё долгое время продолжал служить в авиации. В 1948 году он закончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, в 1954 году - Академию Генерального штаба. Служил в штабе ВВС Московского военного округа. В 1985 году Генерал - Майор авиации А. В. Алелюхин демобилизовался. Последние годы жил и работал в Москве.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д