HSU

Вишняков Иван Алексеевич

И.А.Вишняков

Родился 15 Июня 1917 года в селе Требунки, ныне Данковского района Липецкой области, в семье рабочего. С 1933 года жил в Москве. Окончил школу фабрично - заводского ученичества, работал слесарем - механиком в Метрострое, учился в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Воевал в составе 147-го и 171-го истребительных авиационных полков. Командовал эскадрильей "Имени Олега Кошевого", затем был заместителем командира полка. Совершил 296 боевых вылетов, провёл 100 воздушных боёв, сбил лично 20 и в составе группы 3 самолёта противника. 23 Февраля 1948 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1975 года Генерал - Майор авиации И. А. Вишняков - в запасе. Работал в ЦК ДОСААФ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Автор книги "На крутых виражах".

*   *   *

Иван Алексеевич Вишняков родился в 1917 году в посёлке Трибунском Данковского района Рязанской области. В 1933 году приехал в Москву и поступил в школу ФЗУ Метростроя. Получив специальность слесаря - механика, работал на строительстве первой, второй и третьей очереди московского метро. В 1935 году после окончания аэроклуба был направлен в Борисоглебское авиационное училище лётчиков - истребителей имени В. П. Чкалова. Затем служил в Батайской истребительной авиашколе. К началу Великой Отечественной войны он имел уже достаточно хорошую лётную подготовку, освоив 8 типов самолетов и налетав 800 часов.

...С поста наблюдения сообщили, что к линии фронта приближается немецкий самолёт - разведчик FW-189 "рама". Капитан Вишняков получил приказ уничтожить противника. Спустя несколько минут пара Ла-5ФН взмыла в воздух. После первого разворота Вишняков увидел, что его ведомый отстал и "прижимается" к аэродрому. В тот же миг в наушниках раздался тревожный голос пилота: "Товарищ командир, барахлит мотор. Иду на вынужденную посадку". Вишняков связался с командным пунктом и попросил, что - бы подняли ещё пару истребителей из его эскадрильи.

Набирая высоту, он шёл к линии фронта. Надо было занять выгодную позицию для атаки, тем более, что он остался один. По опыту прошлых боёв Вишняков знал, что на "рамах" летают опытные лётчики; этот самолёт имеет хорошую маневренность и удивительную живучесть. Он вспомнил свой первый бой с "рамой". Тогда они летели вместе с Александром Шевцовым. Ещё на земле лётчики разработали тактический маневр: Вишняков идёт в лобовую атаку и отвлекает внимание экипажа на себя, а его ведомый заходит в хвост, убивает стрелка и потом уже с близкой дистанции расстреливает самолёт. Приём удался. Враг был уничтожен. Правда, одна из очередей вражеского стрелка всё же попала в машину Вишнякова. С большим трудом он довёл тогда свой самолёт до аэродрома. Вскоре они с Шевцовым сбили и вторую "раму"...

Неожиданно с земли передали, что на него пикируют два немецких истребителя FW-190. Вишняков быстро осмотрелся. Наших машин поблизости не было видно - они почему - то задерживались. Решение созрело мгновенно. Лётчик прекрасно знал лётно - тактические качества своего самолёта. Надо вести бой на вертикалях. Высота небольшая - всего 1600 метров. Тем хуже для немцев. Они не любят драться около земли. Переворот через крыло, и "Лавочкин" понёсся вниз.

Разогнав машину, Вишняков взмыл вверх, зашёл в хвост ведомому "Фоккеру" и дал очередь. Самолёт противника задымил и отвернул вправо. Вишняков, решив добить врага, бросился догонять удирающий FW-190. Увлекшись преследованием, не заметил, как у него самого повис на хвосте второй "Фоккер". Создадась опасная обстановка. Нельзя было терять ни одной секунды. Переворот. Стремительный полёт к земле, потом резкий переход в набор высоты. Немец повторял маневры и не отставал. Так продолжалось много раз. Увеличить дистанцию не удавалось.

Бешеная карусель - игра со смертью - продолжалась около 15 минут. У лётчика уже взмокла спина, по лицу стекали капли пота. Тем временем немец, потеряв надежду сблизиться, стал бить короткими очередями с дальней дистанции. Одна из трасс прошла совсем рядом с нашим самолётом. Это обозлило Вишнякова. На выходе из пикирования он энергично взял ручку на себя, поставил самолёт почти вертикально и включил форсаж. Оглянувшись назад, увидел, что дистанция между самолётами стала увеличиваться - скороподъёмность "Лавочкина" была выше, чем у "Фоккера". Вишняков усмехнулся и со злостью проговорил: "Буду идти вверх до полной потери скорости. Посмотрим, сможешь ли сделать это ты !"

Спустя некоторое время немецкий истребитель, потеряв скорость, на какое - то мгновение завис в воздухе и свалился на крыло. Вишняков молниеносно сделал поворот на горке и сам оказался в хвосте у неприятеля. Началась новая гонка, только теперь убегающий и догоняющий поменялись местами. Самолёты с рёвом носились то вверх, то вниз. Ла-5 с каждой минутой подходил всё ближе к FW-190. Немецкий пилот занервничал, начал метаться. Вскоре дистанция сократилась менее чем на 300 метров, а огня всё нет.

- На последнем выходе из пикирования я приблизился почти вплотную к FW-190, - рассказывал потом Иван Алексеевич, - противник был лишён всякого маневра для выхода из - под удара, и час возмездия наступил. "За Олега Кошевого !" - сказал я и нажал на гашетку. Длинная очередь ударила по кабине "Фоккера". Самолёт врага клюнул носом и врезался в лес.

Так закончился очередной воздушный бой командира эскадрильи имени Олега Кошевого, который длился 27 минут. Как выяснилось потом, Вишняков уничтожил известного немецкого Аса, на счету которого числилось 58 сбитых самолётов.

Этот бой происходил в Сентябре 1944 года южнее Риги. К тому времени лётчики эскадрильи, состоявшей целиком из комсомольцев, мстя за Олега Кошевого и его товарищей, уничтожили в воздушных схватках не один десяток вражеских самолётов.

Когда в начале 1943 года в печати появилось сообщение о гибели молодогвардейцев Краснодона, эскадрилья, которой командовал Иван Алексеевич Вишняков, приняла решение: отомстить врагу за Олега Кошевого и его погибших друзей. На фюзеляжах своих машин они яркой краской вывели: "За Олега Кошевого". С каждым днём росла боевая слава эскадрильи, увеличивался счёт сбитых самолётов. Вскоре командир получил письмо от матери героя - краснодонца.

"Многоуважаемый Иван Алексеевич !  Я узнала о том, что ваша эскадрилья носит имя моего сына Олега Кошевого. Я тронута вашим вниманием и от души длагодарю вас за великую честь, оказанную вами моему сыну Олегу. Желаю вам, чтобы ваша эскадриль, носящая имя Олега, громила беспощадно врага и осталась невредимой до конца войны".

Лётчики эскадрильи свято выполнили наказ матери Олега - Елены Николаевны. Они мужественно сражались с врагами, били их на земле и в воздухе. И, как всегда, пример в боях показывал командир эскадрильи.

На фронт Иван Вишняков попал в Июле 1941 года, где совершил несколько десятков боевых вылетов на И-16 в составе 296-го истребительного авиаполка. Осенью был переведён в 171-й авиаполк, действовавший в Московской системе ПВО.

Ему пришлось драться над Кировоградом и Днепропетровском, Запорожьем и Николаевом, Тулой и Воронежем, Курском и Орлом, Брянскои и Гомелем. Немало побед одержал славный воин. Его героические дела стали известны далеко за пределами части.

Первую победу одержал 27 Июня 1942 года. Тогда четвёрка истребителей, прикрывая свои наземные войска в районе Воронежа, встретила 20 вражеских бомбардировщиков Ju-87. Завязался неравный ожесточённый бой. Атаки истребителей были дерзкие, огонь меток. 5 самолётов противника сбили тогда наши лётчики, 2 из них уничтожил Вишняков. С нашей стороны потерь не было.

Незабываемый воздушный бой произошёл 2 месяца спустя. Разведка донесла, что на аэродроме в Орле базируется крупное немецкое авиационное соединение. Для уничтожения самолётов противника послали шестёрку Ил-2. Вишняков повёл четвёрку истребителей прикрытия. Орёл в то время находился в 60 км от линии фронта. При подходе к цели их атаковала группа из 21 Ме-109. Казалось бы, создалось безвыходное положение. Но Вишняков не уклонился от боя. На высоте 900 метров его четвёрка вступила в схватку с врагами. Немцы не ожидали такой дерзости. Они были ошеломлены, когда увидели, что один за другим падают на землю их "Мессеры".

Пять немецких истребителей сбила в том бою группа Вишнякова. Наши штурмовики благополучно ушли, успешно выполнив задание. На Орловском аэродроме было уничтожено тогда 10 тяжёлых бомбардировщиков и повреждено ещё 7 самолётов. Этот бой убедил многих наших лётчиков, что можно побеждать и численно превосходящего врага, если драться смело и в то же время расчётливо, хорошо зная слабые стороны противника.

В один из Августовских дней своим звеном Вишняков заставил приземлиться разведчик - корректировщик Hs-126, экипаж которого был взят в плен.

В разгар ожесточённых боёв за Днепр ( в районе Запорожья ) группе истребителей под командованием Вишнякова была поставлена задача сопровождать наших бомбардировщиков, которые шли бомбить скопление живой силы и техники противника. Вишняков решил отвлечь огонь зенитной артиллерии на себя, чтобы дать свободу действий бомбардировщикам. 20 минут находился отважный истребитель под обстрелом зениток. Боевая задача была выполнена успешно.

В конце 1942 года их в дивизии оказались сразу 2 трофейных истребителя Ме-109F. Вишняков первым освоил эксплуатацию и технику пилотирования этих самолётов, выполнил несколько разведывательных вылетов. Потом он много раз проводил учебные воздушные бои с нашими лётчиками, летающими на различных типах истребителей. В этих полётах сопоставлялись маневренные качества самолётов на вертикалях и горизонталях, выявлялись слабые и сильные стороны тех и других машин.

Во время таких учебных боёв определилось, что наш Ла-5 значительно превосходит Ме-109F на вертикальном маневре. Это дало в дальнейшем исключительно положительные результаты. Лётчики стали драться более уверенно, навязывая врагу выгодный для себя вертикальный маневр. Так, в разгар ожесточённых воздушных боёв на Курской дуге 13 Июля 1943 года полк, в котором воевал Иван Вишняков, уничтожил 31 вражеский самолёт, потеряв только 1 свой. Эскадрилья Вишнякова в тот день сбила 11 самолётов. Этот день стал замым значительным в его боевой биографии: в трёх вылетах Вишняков сбил три самолёта врага ( Ju-88, FW-190 и Ме-109 ).

В конце Октября 1943 года в двух вылетах со штурманом полка А. Шевцовым им удалось сбить два корректировщика FW-189 - "рамы", которые настойчиво вели воздушную разведку в районе станции Насва. За этот бой лётчики были награждены орденами Александра Невского.

И.А.Вишняков

Лётчики любили своего комэска не только как отличного воздушного бойца, но и как прекрасного товарища и человека. Рослый, хорошо сложенный, физически сильный, всегда бодрый и жизнерадостный, он одним своим видом вселял уверенность в победу. Недаром каждый его подчинённый считал за честь провести воздушный бой вместе с командиром. Надо признать, что надежду своих лётчиков Иван Вишняков оправдывал, во время боя всегда приходил на помощь товарищу, попавшему в беду.

Однажды, ведя бой, Вишняков увидел, как молодой лётчик оторвался от группы и на него напали 2 самолёта противника. Вот - вот они должны были расстрелять его. Комэск бросил свой самолёт наперерез врагу. Он принял огонь на себя. Вражеский снаряд разорвался в кабине. Получив множество ранений, истрекая кровью, Вишняков на покалеченной машине всё же сумел отбиться от яростных атак противника и долететь до аэродрома. А молодой лётчик был спасён...

В Феврале 1945 года полк был перевооружён на самолёты Ла-7. Именно на этой машине в День Красной Армии заместитель командира 171-го истребительного авиаполка ( 315-я истребительная авиационная дивизия, 15-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) Майор И. А. Вишняков поставил победную точку, сбив истребитель FW-190.

Всего за годы войны эскадрилья имени Олега Кошевого совершила 2140 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбила 86 самолётов противника, потеряв своих только 5. При штурмовых действиях уничтожила свыше 400 содат и офицеров, 5 паровозов, 75 вагонов, 64 грузовые автомашины, 42 повозки с лошадьми, подавила 15 огневых точек зенитной артиллерии, сбила аэростат наблюдения, вывела из строя крупную радиостанцию. Таков итог боевой деятельности вверенной ему эскадрильи. До последних дней войны вместе с Вишняковым сражались выдающиеся лётчики его эскадрильи - Георгий Чечюлин, Алексей Ткачёв, Николай Ишанов, Владимир Бесчастный и другие.

Ла-7

Истребитель Ла-7, 15-я Воздушная армия, весна 1945 года.

Свой последний боевой вылет Иван Вишняков совершил 8 Мая 1945 года, а 3 месяца спустя он в составе 147-го истребительного авиаполка на самолёте Як-9 штурмовал войска японских милитаристов. Во время одной из штурмовок был подбит, с трудом привёл горящий самолет на аэродром.

Всего за период боевой деятельности Майор И. А. Вишняков совершил 296 боевых вылетов. В 100 воздушных боях сбил 20 вражеских самолётов лично и 3 - в группе с товарищами. Кроме того, во время штурмовок аэродромов противника он в составе группы уничтожил 19 самолётов врага на земле.

После окончания войны Иван Алексеевич ещё долго продолжал служить в Вооружённых Силах, летал на реактивных и сверхзвуковых машинах. В 1973 году выпустил книгу воспоминаний о войне "На крутых виражах". С 1975 года Генерал - Майор авиации И. А. Вишняков в запасе. Последние годы жил и работал в Москве.

...Как - то раз в день праздника Победы в гости к метростроевцам приехал их бывший рабочий, спортсмен аэроклуба, фронтовик, Герой Советского Союза И. А. Вишняков. Он рассказал, как сражались лётчики эскадрильи имени Олега Кошевого, как они, не щадя жизни, приближали день окончательной победы над врагом.

Хотя седина изрядно посеребрила волосы Генерала, хотя и появились морщины на лице, он по - прежнему строен, всё так же озорно смеются его голубые глаза, по - прежнему гордо поднята голова. Военный мундир, золотая звёздочка, около десятка орденом и медалей на груди говорят о трудном и большом пути, пройденном отважным командиром эскадрильи.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д