HSU

Марков Алексей Иванович

А.И.Марков

Родился 2 Февраля 1921 года в деревне Репниково, ныне Чеховского района Московской области. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества. Работал токарем на заводе в Москве. В 1939 году окончил Подольский аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов, где был оставлен инструктором по обучению лётчиков - истребителей.

В действующей армии с Июля 1942 года. Сражался на Сталинградском, Донском, Калининском, Северо - Западном, брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м Белорусском фронтах.

К Августу 1944 года командир звена 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии Старший лейтенант А. И. Марков совершил 255 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника. В период Белорусской операции громил врагов в районах Орши, Борисова, Минска. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего совершил 290 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 23 вражеских самолёта.

После войны служил в военно - транспортной авиации. С 1955 года Гвардии Подполковник А. И. Марков - в запасе. С 1956 года работал в полярной авиации командиром спасательной эскадрильи. С 1959 года жил и работал в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Умер 1 Апреля 1966 года.

*   *   *

...Свою первую победу Алексей Марков одержал в 5-м боевом вылете 19 Сентября 1942 года. А тот день на истребителе Як-7Б он уничтожил пикирующий бомбардировщик Ju-87. Заслужив благодарность Генерала Чуйкова, Марков попал в элитный 434-й истребительный авиаполк, в составе которого наряду с опытными боевыми лётчиками сражались дети нескольких высших государственных чинов. Полк имел ряд привилегий - он вооружался лучшей отечественной техникой и в истинно рыцарском духе направлялся на ответственнейшие участки фронта.

Под Сталинградом, где 434-й авиаполк стал 32-м Гвардейским, Лейтенант А. И. Марков лично сбил 3 самолёта - 2 пикировщика Ju-87 и истребитель Ме-109. В Октябре 1942 года полк был перевооружен на Як-1 и под командованием Гвардии Подполковника В. П. Бабкова направлен на Калининский фронт под Великие Луки. Здесь Алексей Марков сбил 4 истребителя Ме-109.

В Апреле - Мае 1943 года полк был вновь перевооружён, теперь уже на Ла-5. В командование вступил Василий Сталин, и полк был направлен на Брянский фронт, где Марков сбил ещё 4 самолёта - 3 истребителя FW-190 и бомбардировщик Ju-88, и был награждён первым орденом. Затем была боевая работа в Белоруссии, Прибалтике, Восточной Пруссии, на Берлинском направлении...

В Марте 1944 года дивизии 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса вели ограниченные боевые действия. Изредка происходили стычки с противником. Так, 18 Марта, станция наведения обнаружила большую смешанную группу самолётов противника в районе населённого пункта Высокая Гора. Звено истребителей 32-го Гвардейского авиаполка, под командованием Гвардии Старшего лейтенанта Ю. Я. Келейникова, поднялось в воздух. В районе цели они обнаружили до 25 пикировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей FW-190.

А.И.Марков

Противник не видел нашу группу, и Келейников этим воспользовался. Набрав высоту, Ла-5 со стороны солнца внезапно атаковали врага в хвост. От неожиданной атаки в строю бомбардировщиков произошло замешательство. Не поняв, откуда и сколько на них свалилось советских истребителей, "Юнкерсы" стали беспорядочно сбрасывать бомбы и уходить на свою территорию.

Группа Келейникова использовала и эту оплошность противника. Гвардейцы вновь атаковали, в результате Гвардии Лейтенанты А. И. Марков и П. И. Юшинков сбили по одному Ju-87. А Келейников, тем временем, своей парой связал боем немецких истребителей. Так наши лётчики помешали большой группе вражеских самолётов нанести прицельный бомбовый удар по нашим войскам и уничтожили 2 немецких бомбардировщика.

23 Июня 1944 года началась грандиозная межфронтовая операция по освобождению Белоруссии. 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, в которую входил и 32-й Гвардейский авиаполк, действовала в составе 1-го Прибалтийского фронта. В те дни авиаторы выполняли разнообразные задачи: прикрывали с воздуха пехоту, сопровождали бомбардировщиков и штурмовиков, вели разведку базирования немецкой авиации и наземного противника, вылетали на свободную охоту, вели воздушные бои.

Однажды четвёрка Ла-5, ведомая Гвардии Старшим лейтенатом Марковым, встретила у линии фронта 18 немецких самолётов FW-190, намеревавшихся штурмовать наземные войска. При таком подавляющем превосходстве противника успех могла принести лишь внезапная дерзкая атака. И Алексей Марков блестяще использовал эту единственную возможность. Имея преимущество в высоте, он зашёл с тыла и обрушился всей своей немногочисленной группой на замыкающие "Фоккеры". С первой же атаки два из них были сбиты. Остальные, беспрецельно побросав бомбы, развернулись против нашей четвёрки. Однако она уже ушла по вертикали вверх, готовясь к новой атаке. Тут же подоспела ещё одна группа наших истребителей, и противник уклонясь от боя, повернул назад.

Ла-7 из 32-го ГвИАП

Трёхпушечный Ла-7 из состава 32-го ГвИАП, весна 1945 года.

К концу войны Гвардии Капитан А. И. Марков произвёл 290 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 23 самолёта противника: 2 Ju-88, 2 FW-189, 6 Ju-87, 6 Ме-109, 7 FW-190.

После окончания войны Алексей Иванович продолжил службу в ВВС. На истребителях Марков летал до 1953 года. В борьбе злобной бюрократической машины с собственным порождением - "культом личности" - пострадали многие достойные люди, среди них "друг и сообщник В. И. Сталина Гвардии Подполковник А. И. Марков". Он был отстранен от лётной работы и вскоре уволен из ВВС.

А.И.Марков

В последние годы жизни А. И. Марков работал в транспортной авиации в Заполярье, в Хатангском авиационном отряде, Игарской авиационно группе.

Вначале он был командиром корабля ( Ан-2, Ли-2 ), впоследствии был назначен командиром особой спасательной авиационной эскадрильи. Водил самолёты по сложнейшим маршрутам, вёл ледовую разведку. Простудившись, Алексей Иванович умер в расцвете сил 1 Апреля 1966 года.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д