"Вспоминая былые годы..."

А.Ф.Ковачевич

Общий итог Великой Отечественной войны хорошо известен. Но что стоит за этой победой в нравственном, человеческом отношении ?

Отвечая на этот вопрос, я бы сказал так: тяжелейший труд, смертельная опасность, напряжение всех физических и моральных сил, горечь неудач и радость побед. Любой фронтовик, прошедший войну с первого до последнего дня, испытал всё это сполна. В начале войны против нас воевал не только хорошо обученный и вооружённый враг, но и наши собственные недостатки, ошибки... Об этой объективной реальности тоже нужно помнить. Прежде всего это относится к состоянию подготовки лётного состава. Она была во многом упрощена, подчинена соображениям безопасности, отставала от реальной жизни.

Запомнился мне такой случай. Как - то ещё в начале войны наше звено МиГ-3 сопровождало группу скоростных бомбардировщиков Пе-2. Отбомбились "Пешки" удачно, без потерь, но когда пошли домой, их группа снизилась до высоты 100 метров. На этой высоте Пе-2 чувствовал себя прекрасно, а наши МиГ-3 сразу потеряли скорость. Я передал по рации ведущему бомбардировщиков, чтобы они набрали высоту, иначе мы отстанем от них. Никакой реакции. Пока мы догоняли "Пешек", на них налетели Ме-109 и сбили 4 бомбардировщика.

За невыполнение задания по прикрытию Пе-2 мне грозил трибунал. Но когда уточнили все подробности, детали, выяснилось, что ведущий группы Пе-2 не знал тактико - технических характеристик наших истребителей. Такая безграмотность и обернулась трагедией...

Первые 2 года войны мы, как правило, вели бои с превосходящими силами противника. Противопоставляли ему внезапность, хитрость. Но главное - пилотаж. До войны нас учили, я бы сказал, парадному пилотажу. Он был красив, однако в бою нередко бесполезен. Поэтому обстановка заставила нас осваивать совсем другой пилотаж, продиктованный требованиями реального боя. Нужно было в любом положении самолёта уметь уходить из - под атаки, открывать огонь. Например, бочку положено было выполнять за 8 секунд. За это время лётчик, конечно, не успевал среагировать на какие - либо изменения обстановки. Мы делали бочку за 18 секунд, но в любой момент могли начать выполнять другой маневр, открыть огонь по неприятелю.

В общем, правильно говорится: хочешь жить, умей вертеться. Не раз испытал эту истину на себе. Как - то под Сталинградом я оказался один против 14 Ме-109. Вот тут уж я повертелся !  Причём, какую бы фигуру ни выполнял, каждое мгновение фиксировал положение всех 14 "Мессеров". Немцы же, вероятно, уверенные в своём превосходстве, не проявили боевой активности, мешали друг другу. Один из них "зевнул" и попал мне в прицел. Я промаха не дал. Потеряв самолёт, немецкие лётчики прекратили атаки и, видимо имея малый остаток горючего, ушли на свой аэродром.

Сталинград был для нас самой лучшей школой. Никогда не забуду летние и осенние дни 1942 года. В небе господствовали асы эскадр "Мельдерс" и "Удет". Они не прощали ни малейшей оплошности в бою. И снова жизнь продиктовала свои условия: досконально знать возможности самолётов противника и своих, уметь выжимать из машины всё, на что она способна. В то время мы уже освоили Ла-5, оценили его достоинства и недостатки. Кстати, мне довелось летать на "МиГах", "Яках", на Ме-109, "Аэрокобре". Но Ла-5 и Ла-7 считаю лучшими машинами. Так вот, на "Лавочкине" мы применяли новую тактику воздушного боя, успешно вели борьбу с противником на вертикалях.

Помню, рядом с нами посадили другой полк, укомплектованный в основном молодыми лётчиками, только что закончившими лётные школы. Они ещё не знали ни новой техники, ни новой тактики ведения воздушного боя. Через несколько дней боёв от этого полка почти ничего не осталось. Пришло пополнение, и снова началось буквально избиение новичков. Нельзя было спокойно смотреть на это. Пришлось нам взять "шефство" над молодёжью и восполнять то, чего не дали им лётные школы. Говорю это потому, что знаю: и сегодня в ВВС немало начальников, склонных к упрощениям боевой учёбы...

Победы к нам пришли тогда, когда лётчики стали знать тактико - технические данные своего самолёта и самолётов противника лучше, чем военно - политическую обстановку в мире.

Впервые я почувствовал некий перелом в борьбе во время Сталинградской битвы. Осенью 1942 года по решению командования в 9-м Гвардейском истребительном авиационном полку были собраны лётчики, имеющие богатый боевой опыт, сбитые самолёты врага. У меня к тому времени было 11 воздушных побед, и я тоже получил назначение туда. Цель - сформировать полк советских асов, способных разгромить вражеские эскадры и обеспечить господство в воздухе.

Конечно, нас могли собрать и сразу же бросить в бой. Но командующий 8-й Воздушной армией Генерал Т. Т. Хрюкин дал время на подготовку. Почти 2 месяца продолжалась учёба - и это в тяжелейший период войны !  Но решение было верное. Перед тем, как лезть в драку, нам предложили осмотреться, проанализировать действия противника, обобщить имеющийся у нас опыт. Занятия проводил командир полка Герой Советского Союза Лев Львович Шестаков. Он прекрасно знал тактику немецких истребителей и раскрывал перед нами их приёмы: захват большого воздушного пространства, полёт на режимах повышенных скоростей, удар из засады и другие.

Мы изучали немецкий Ме-109 и наш Як-1, который был на вооружении полка, определяли достоинства и недостатки одного и другого, учились их учитывать и использовать, отрабатывали слетанность пар, действия в составе звена, эскадрильи. Задолго до Кубани, там под Сталинградом, мы оценили преимущества эшелонирования, высоты, скорости, маневра и огня. И командующий 8-й Воздушной армией, и командир нашего полка готовили всех нас психологически, возбуждая боевой настрой, уверенность в ссвоих силах. Шестаков любил повторять: "Истребитель - не просто лётчик, это лётчик с боевым настроем".

Многое зависило от первого вылета. Он просто обязан был быть удачным. Первую группу из 8 Як-1 повёл сам командир полка. В воздушном бою наши лётчики сбили тогда 8 вражеских самолётов. Сами потерь не имели.

9-й Гвардейский истребительный авиаполк воспитал много прекрасных лётчиков. Среди них 4 дважды Героя Советского Союза и 24 Героя Советского Союза. На их счету не один десяток сбитых вражеских самолётов. Сам же полк с Декабря 1942 по Декабрь 1944 года в боях потерял лишь 5 лётчиков.

Как - то мы сбили Ме-110 и в планшете лётчика нашли приказ фон Рихтгофена, который предписывал своим пилотам не вступать в бой с нами, если нет численного превосходства. И надо сказать, вражеские лётчики приказ выполняли: довольно часто мы у них на глазах сбивали бомбардировщики, транспортники, а они в бой не вступали, если не были уверены в своём превосходстве. Я не помню, чтобы у нас когда - либо был отдан приказ, подобный этому...

( Из материалов журнала "Авиация и Космонавтика" )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д