HSU

Константинов Анатолий Устинович

А.У.Константинов

Родился 12 Июня 1923 года в Москве, в семье рабочего. Окончил 9 классов неполной средней школы и аэроклуб. В 1940 году, по путёвке комсомола, был направлен в Тбилисскую военную авиационную школу пилотов, которую успешно окончил в 1941 году.

С 1942 года в действующей армии. Сражался на Южном, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. Участвовал в освобождении Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии.

К Февралю 1945 года командир эскадрильи 85-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан А. У. Константинов совершил 294 боевых вылета, в 90 воздушных боях сбил 19 самолётов противника.

К концу войны произвёл 327 боевых вылетов, участвуя в 96 воздушных боях, лично сбил 22 самолёта противника. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны почти 20 лет служил на Дальнем Востоке. Летал до 1962 года на различных типах боевых машин - МиГ-15 и МиГ-19, Як-25 и Як-28. По личному ходатайству Маршала Малиновского был принят в Военную академию Генерального штаба, которую окончил в 1964 году. В 1970 - 1980 года командовал войсками Бакинского, а в 1980 - 1987 годах - Московского округов ПВО. С 1985 года - Маршал авиации. Депутат Верховного Совета СССР 9 - 11 созывов. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

*   *   *

Московский школьник Анатолий Константинов, как и многие его сверстники, спешил всё познать, всё попробовать сделать своими руками. Ему хотелось быть похожим и на стахановцев, и на полярников дрейфующей станции, но больше всего на героев - лётчиков Чкалова, Байдукова, Белякова. И поэтому он самозабвенно учился в Бауманском аэроклубе. Недосыпал. Спешил по ночному городу к лётному полю, а потом, с утренних полётов, - на занятия, работу.

Ещё дома, в Сыромятниках, на школьной скамье Анатолий пристрастился к книгам, они стали его добрыми друзьями. Много читал и в военной авиашколе. Там, под руководством опытных командиров, он в совершенстве освоил лётное дело, получил крепкую закалку, приобрёл прочные теоретические знания, научился летать.

Война застала Константинова в 83-м истребительном авиационном полку. Здесь он осваивал новый самолёт Як-1, недавно поступивший на вооружение ВВС, учился летать в любую погоду, совершенствовал стрельбу из пулемётов и пушки.

Анатолий рвался на фронт. Он просил командование направить его на Западный фронт, защищать от воздушных налётов врага свой родной город - Москву. Однако в действующую армию Константинов попал лишь летом 1942 года. Причём направили его под Сталинград. Там тогда развернулась ожесточённая битва, ставшая одним из поворотных событий Великой Отечественной войны.

Он прибыл на место в конце Августа и с ходу включился в боевую работу. Летая на истребителе Як-1, Анатолий принял участие в жарких схватках с немецкой авиацией над Мамаевым курганом. В первых же воздушных боях показал себя смелым бойцом. Вступал в схватки, не пасовал перед численно превосходящим врагом. В первых, самых опасных боях он чувствовал неоценимую опеку и поддержку опытных воздушных бойцов, будущих Героев Советского Союза П. Дзюбы и И. Леонова...

Но чаще всего ему приходилось сопровождать штурмовиков, прикрывать их во время выполнения задания. "Илы", на первый взгляд тяжеловесные и маломаневренные машины, в воздухе словно бы преображались. Летая на небольшой высоте, они стремительно появлялись над войсками противника. Реактивными снарядами, бомбами, пушечно - пулемётным огнём наносили удары по врагу. Служебная характеристика Анатолия Константинова того времени свидетельствует:

"20.10.1942 года. Первым вступил в бой. Смело атаковал группу Ме-109. Увлекал за собой товарищей. Рисковал жизнью, прикрывая ведомого. Выручил его в почти безнадёжном положении. Лично сбил самолёт противника.

23.03.1943 года. Вёл четвёрку "Яков" на перехват бомбардировщиков. Встретил 18 "Юнкерсов" под прикрытием 6 Ме-109. Не дрогнул, не растерялся. Дерзко атаковал строй бомбардировщиков. Навязал ожесточённый бой. Рассеял "Юнкерсы" и обратил в бегство. "Мессеры" пытались спасти положение, но сами потеряли одну машину. Двух самолётов недосчитался противник. Один из них сбил Константинов.

15.05.1943 года. Сопровождал штурмовиков. Мастерски отбивал атаки вражеских истребителей. Был надёжным щитом "Илов", которые прочёсывали передний край обороны врага. В бою Константинов не знает страха, сражается до последнего патрона, пока в баках машины остаётся хоть капля горючего".

Как - то раз молодые лётчики спросили Константинолва, испытывал ли он страх во время воздушного боя с врагами.

- Страшно бывает тогда, - ответил Анатолий, - когда думаешь о смерти. В бою же некогда думать об этом. В бою все мысли заняты только тем, как поразить врага. Какой тут страх, когда в твоём родном небе летает враг, которого надо уничтожить ! - И немного подумав, добавил: - Страх бывает тогда, когда ты беспомощен, беззащитен, когда тебе нечем отразить удар. Но если ты силён духом, веришь в себя и свой самолёт, если рядом с тобой верные товарищи, никакого страха быть не должно !

Как правило, Константинов навязывал врагу свою манеру боя. Умел быть собранным. Почти каждая его пушечно - пулемётная очередь достигала цели. И всё же - чего не бывает на войне ! - однажды он сплоховал, недооценил противника и тут же был наказан - ранен в руку. Но продолжал драться, не вышел из боя, ибо понимал, что тогда его четвёрку "Яков" постигнет неудача. Враг имел тройное превосходство. Товарищи верили в Константинова. Он был командиром, ведущим группы. И он продолжал сражаться. Ни друзья, ни враги не заметили, что он получил ранение. И только тогда, когда истребитель коснулся земли аэродрома, Анатолий почувствовал, что силы его на исходе. С трудом остановил машину, а зарулить в капонир уже не смог.

Мужество, отвага, мастерство молодого лётчика не остались незамеченными. Вскоре Константинова назначили командиром эскадрильи, присвоили звание Капитана. К тому времени авиаполк, в котором он воевал, стал 85-м Гвардейским. Многие авиаторы были награждены орденами и медалями. Ордена Красной Звезды и Красного Знамени вскоре засияли и на груди Анатолия Константинова.

Летом 1944 года 85-й Гвардейский авиаполк, где служил Гвардии Старший лейтенант Константинов, сдав свои Як-7Б, был перевооружён на новейшие истребителия Як-3. Один из лучших пилотировщиков полка и дивизии, он удивлял даже видавших виды асов безукоризненной точностью в управлении самолётом.

Когда в Румынии Анатолий выполнил показательный полёт перед королём Михаем, восхищенный монарх, имевший диплом лётчика, настолько проникся вдохновляющей лёгкостью увиденных воздушных эволюции, что сам порывался взлететь на Як-3.

Як-3

Истребитель Як-3 одного из Гвардейских авиаполков, 1945 год.

С Августа по Сентябрь 1944 года Гвардии Капитан А. У. Константинов воевал в небе Польши. И здесь ему пришлось выдержать трудный командирский экзамен. Его эскадрилья провела 44 боя и сбила 25 самолётов врага, не потеряв при этом ни одного из своих лётчиков.

Личный состав эскадрильи любил своего командира искренне и самозабвенно, готов был идти за ним на выполнение любого задания. Сам он к тому времени выполнил 294 боевых вылета, провёл 90 воздушных боёв и лично сбил в небе Сталинграда, Крыма, Украины, Румынии, Польши, Вегрии и Чехословакии 19 вражеских самолётов.

159 раз он сопровождал наши штурмовики и бомбардировщики, 78 - прикрывал наземные войска, 33 - разведывал ближние тылы противника, 18 - летал на перехват бражеских бомбардировщтков, 6 - на свободную охоту.

Особенно памятен Анатолию боевой вылет 8 Апреля 1944 года. Был он тогда ведущим четвёрки "Яков". Сопровождали экипажи 1-й Гвардейской штурмовой авиационной дивизии. В районе цели встретили 10 вражеских истребителей FW-190 и Me-109. Немцы атаковали наших. Константинов, не раздумывая, вступил в неравный бой. И хотя врагов было больше почти втрое, они не выдержали. Потеряв 3 самолёта, поспешно ретировались. Один FW-190 был сбит командиром отважной четвёрки "Яков". Наши истребители и штурмовики потерь не имели.

В воздушном бою 21 Октября 1944 года Гвардии Капитан Анатолий Константинов возглавляя шестёрку "Яков", врезался в строй немецких самолётов, состоявший из 30 FW-190. Те шли на небольшой высоте с подвешенными под ними бомбами. В течение нескольких минут Анатолий сбил 3 "Фокке - Вульфа".

Воздушный бой - суровый экзамен. Потеряешь хоть секунду - не выполнишь боевого приказа. Не поразишь противника с первой атаки, первой очередью - не исключено, что он поразит тебя. Быстрая и точная атака, снайперская очередь, дерзость и смелость - ключ к победе.

Всё было у Гвардейца Константинова: и храбрость, и лётное мастерство, и вера в доверенную ему боевую технику. А ещё - неукротимое стремление сражаться с врагом до полного его уничтожения. Когда однажды у Анатолия спросили, как ему живётся на фронте, что его больше всего огорчает, он, не задумываясь, ответил: "Самое неприятное на фронте - это когда нелётная погода..."

За героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами на Сталинградском, Южном, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах, за боевые подвиги, совершённые в небе Крыма, Румынии и Венгрии, командование представило Гвардии Капитана А. У. Константинова к званию Героя Советского Союза.

Ещё не раз после этого он поднимался в воздух навстречу врагу. К концу войны Анатолий Константинов произвёл 327 успешных боевых вылетов, участвуя в 96 воздушных боях, довёл счёт лично сбитых вражеских самолётов до 22. Среди сбитых им машин по одному Не-111, Ju-88 и FW-189, остальные - Ju-87, Ме-109 и FW-190. В боях он был трижды подбит, ранен. Поврежденную машину приземлял в расположении своих войск. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д