HSU

Крюков Павел Павлович

П.П.Крюков

Родился 15 Декабря 1906 года в селе Бирёво, ныне Клинского района Московской области, в семье крестьянина. Жил в Москве, работал столяром, учился на Рабфаке. С 1932 года в Красной Армии.

Участвовал в боях с японскими захватчиками в районе реки Халкин - Гол, где сбил 3 самолёта врага. Был награждён орденом Красного Знамени.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Маю 1943 года штурман 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Гвардии Майор П. П. Крюков совершил 415 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, прикрытие и сопровождение своей авиации. В 40 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы 1 самолёт противника. 24 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего ( с учетом Халкин - Гола ), совершил около 650 боевых вылетов, в воздушных боях одержал 22 личные и 1 групповую победу.

После войны продолжил службу в ВВС, командовал истребительной авиационной дивизией. В 1951 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1956 года Генерал - Майор авиации П. П. Крюков - в запасе, жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 2-й и 3-й степени, Kутузова 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 11 Ноября 1974 года.

*   *   *

Старейшина советских асов родился 15 Декабря 1906 года в селе Бирёво Клинского уезда Московской губернии. После окончания школы работал столяром, учился на рабфаке имени Артёма.

Истребитель И-15бис
Истребитель - биплан И-15бис.

Свой первый полёт он совершил в 1931 году на биплане Р-1 - лицензионной машине, построенной по чертежам английского "Ди Хэвиленда - 9". В середине 30-х годов П. Крюков служил в 51-й истребительной эскадрилье в Забайкалье.

В 1939 году на И-15-бис сражался на реке Халхин - Гол, сбил 3 японских самолёта. В последнем бою сам был сбит, получил тяжёлые ожоги, приземлился на парашюте и долго лечился. В свою эскадрилью он уже не вернулся. За бои в небе Монголии Павел Крюков был награждён орденом Красного Знамени.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. К тому времени П. П. Крюков был уже Капитаном, командиром эскадрильи 55-го истребительного авиационного полка.

Лётчик - самоучка, формально окончивший Энгельсское военное авиационное училище лишь в 1943 году, он был одним из тех немногих в полку благородных и сильных людей, кто способствовал расцвету могучего таланта Александра Ивановича Покрышкина. Строгий и требовательный к людям, Покрышкин исключительно высоко ценил Крюкова: "Все лётчики полка уважали его за спокойный характер, рассудительность... Он служил примером в боях с гитлеровцами... Настоящий командир, фронтовик, умеющий сделать правильные выводы..."

Свой первый боевой вылет в Отечественную войну Павел Крюков выполнил 22 Июня 1941 года на МиГ-3, вылетев на дальнюю разведку, на территорию Румынии. Горючего едва хватило, чтобы на обратном пути перетянуть через границу...

Осенью 1941 года Капитан П. П. Крюков был назначен командиром тренировочной эскадрильи, его заместителем стал Покрышкин. Там они "учили молодёжь тому, что показал опыт боевых действий", невзирая на ревнивые указания штабов, в ущерб своей служебной карьере... Во время боёв на Южном фронте Крюков был назначен командиром 2-й эскадрильи.

7 Марта 1942 года полк был переименован в 16-й Гвардейский, а к осени 1942 года, перед отправкой в тыл на переучивание, в его составе оставались лишь 2 эскадрильи по 8 Як-1 в каждой - Крюкова и Покрышкина...

К началу боёв на Кубани 16-й ГвИАП был перевооружён на американские P-39 "Aэрокобра". Крюков стал уже Майором, штурманом полка. Он грамотно и результативно ведёт бои. Так, 11 Апреля 1943 года над станицей Крымской он сбил 3 истребителя Ме-109 в одном бою на глазах Генерала Вершинина, который объявил ему благодарность и наградил вторым орденом Красного Знамени. Всего Крюков провёл на Кубани более 50 боевых вылетов, где лично сбил 6 и в группе 1 самолёт противника. 24 Мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

P-39D-2, 16-й ГвИАП

P-39D-2 "Аэрокобра" из состава 16-го ГвИАП.  Кубань, весна 1943 года.

Крюков пользовался в полку большим авторитетом. В своей книге "Небо войны" А. И. Покрышкин писал:

"Павел Крюков... Коренастый, невысокого роста и немного медлительный, он с первых дней войны стал для меня образцом для подражания. Я уважал его не только за боевые заслуги, мне нравился его спокойный характер и рассудительность, умение делать правильные выводы и особенно душевная чуткость. Но, как и любой человек, Крюков имел свои недостатки. К сожалению, в ходе боя он иногда терял контроль над собой, забывая обо всем. Вцепившись мёртвой хваткой в противника и совершая на максимальной скорости резкие маневры, он нередко отрывался от своих ведомых, ставя их в трудное положение".

Затем были напряжённые воздушные схватки на "Миус - фронте", в Молдавии, в Польше...

В Июле 1944 года 9-я Гвардейская авиационная дивизия была передана во 2-й Украинский Фронт, для участия в Львовско - Сандомирской кампании. Крюков стал уже Подполковником и командиром 104-го Гвардейского авиаполка. Он продолжал летать и в один из дней, в паре с Владимиром Бобровым, провёл свой самый удачный боевой вылет, где ему удалось сбить сразу 3 бомбардировщика Не-111.

Осенью 1944 года Павел Крюков был назначен заместителем командира 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, а закончил войну - командиром одной из дивизий 6-го истребительного авиационного корпуса.

К концу войны в более чем 600 успешных боевых вылетах он сбил лично 19 и в группе с товарищами 1 самолёт противника. В 1951 году Гвардии Полковник П. П. Крюков окончил Военную академию Генерального штаба. Демобилизовался в 1956 году в звании Генерал - Майора. Жил и работал в Москве. Умер 11 Ноября 1974 года.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д