HSU

Клещёв Иван Иванович

И.И.Клещев

Иван Клещёв родился 26 Января 1918 года в селе Курячовка Марковского района Ворошиловградской области, в шахтёрской семье. В 1933 году окончил 1 курс педагогического техникума, работал слесарем. В Красной Армии с 1937 года. Окончил военную школу лётчиков - истребителей.

Участник боев с японскими захватчиками на озере Хасан в 1938 году и реке Халкин - Гол летом 1939 года. В воздушных боях лично сбил один самолёт противника.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. В свои 20 с небольшим лет этот крепко сколоченный, энергичный, с волевым лицом и непокорной шевелюрой Майор уже успел много повоевать. К середине Марта 1942 года командир эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка ( Калининский фронт ) И. И. Клещёв совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы 13 самолётов противника. 5 Мая 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вскоре, в 24-летнем возрасте, он стал командиром 434-го авиаполка, "Шефом" которого был начальник Инспекции ВВС РККА Василий Сталин. Этот полк был первым в Советских ВВС превращён в элитный по своему составу. В него отбирались лётчики не просто уже повоевавшие и имеющие на "лицевом счету" несколько сбитых вражеских самолётов, но и опытные инструкторы из училищ ( в основном из Качинского ).

В Июне 1942 года лётчики полка вели напряжённые воздушные бои в районе Краматорска. Несмотря на сложность обстановки и трудности со снабжением горючим, воевали они превосходно. Однажды группа из 10 истребителей Як-1, возглавляемая Клещёвым, вылетела в район Ново - Александровки на прикрытие наших войск. Неожиданно со стороны солнца появилось 15 "Мессершмиттов". Обнаружив нашу группу они, действуя неторопливо и самоуверенно, пошли на сближение с ней. Но на этот раз они нарвались не на тех... Майор Клещёв решительно направил свой самолёт навстречу врагам. За ним последовали остальные. С первой же атаки удалось сбить трёх "Мессеров". Противник не ожидал такой дерзости и поспешил ретироваться.

15 Июня лётчики 434-го авиаполка впервые встретились с немецкими асами из Берлинской школы воздушных снайперов. В тот день группа из 17 "Яков" вылетела на прикрытие наших наземных войск и уже достигла заданного района, когда на неё внезапно напали сверху 19 "Мессеров". Затем на помощь противнику подоспели ещё 9 истребителей. Завязался ожесточённый бой. Немцы, имея преимущество в количестве самолётов, в скорости и высоте, вели себя очень агрессивно. Наши лётчики оказались в трудном положении, но уйти из - под удара не могли - им строжайше запрещалось покидать район барражирования...

Пришлось в основном обороняться и лишь в редких случаях - контратаковать. В итоге боя наша группа недосчиталась 3 самолётов. Правда, Майор Клещёв, Лейтенанты Котов, Баклан и Карначёнок тоже сбили по "Мессеру". Однако это слабым утешением. На сей раз и эти победы не радовали: каждый сознавал, что противнику удалось навязать нашим лётчикам свою волю и заставить их драться в невыгодных условиях. Лишь мужество, самоотверженность и взаимная выручка пилотов позволили избежать более значительных потерь.

В середине Сентября 1942 года, после очередного переформирования, лётчики 434-го полка в третий раз перебазировались под Сталинград. К тому времени обстановка ещё более осложнилась - на улицах и площадях города кипели жаркие бои. Не легче было и в воздухе. О степени напряжённости достаточно красноречиво говорят такие цифры: с 16 по 28 Сентября лётчики 434-го ИАП сбили 74 немецких самолёта, а сами потеряли 15 боевых машин.

Первый боевой вылет 16 Сентября возглавил Майор Клещёв. 11 машин под его командованием получили задачу прикрыть наземные войска в районе станции Котлубань. На подходе к станции они встретили до 30 "Юнкерсов", изготовившихся для бомбометания. Выше кружило несколько пар "Мессеров". Клещёв быстро оценил обстановку: истребители противника находятся на значительном удалении от своих подопечных, у нашей группы скорость максимальная, за спиной - солнце. Это позволяло нанести внезапный удар по "Юнкерсам". Помешать ему сразу "Мессера" не могли. А потом следовало уходить на вертикаль и разделиться на две группы, одна из которых свяжет боем "Мессера", а другая нанесет повторный удар по "Юнкерсам".

Як-7Б из 434-го ИАП

Истребитель Як-7Б из состава 434-го ИАП, Сентябрь 1942 года. Судя по количеству победных звёздочек, на машине летал кто - из результативных лётчиков полка. Бортовой номер "1" может указывать на то, что это самолёт командира части
Майора И. И. Клещева  ( или же - одного из комэсков ).

Приняв такое решение, командир полка повёл группу в атаку. Самому ему и Долгушину удалось сбить по "Юнкерсу". Остальные вражеские бомбардировщики нарушили строй и стали поспешно освобождаться от бомб. Разделившись на две группы, "Яки" снова ринулись на противника. Завязался воздушный бой с "Мессерами". Клещёв и Якимов подожгли при этом два немецких истребителя. Но и один наш "Як" был подбит, после чего вражеские истребители удалились вслед за своими бомбардировщиками. В тот же день лётчики полка участвовали ещё в нескольких воздушных схватках. Особенно успешно действовал в них Майор В. П. Бабков, увеличивший свой боевой счёт.

Накал боёв нарастал... Во второй половине дня 19 Сентября 1942 года вражеские истребители подожгли самолёт Майора Клещева. Попытка сбить пламя не удалась. Командир полка выбросился с парашютом. Сильно обгоревшего, его отправили в госпиталь. Командование полком временно было возложено на Героя Советского Союза А. Ф. Семенова. Вспоминая о тех днях, он пишет:

"Заменить такого командира, как Иван Клещёв, было непросто. У всего личного состава полка он пользовался безграничным авторитетом. Во всем чувствовалась его твердая рука. Клещёв смело брал на себя ответственность за самые рискованные решения и настойчиво претворял их в жизнь.

У него были свои устоявшиеся взгляды на нормы поведения авиационного командира. Коротко их можно сформулировать так: пока ты сам летаешь - ты не только командир, но и воздушный боец, а прекратишь полеты и личное участие в воздушных боях - сразу утратишь моральное право называться лётчиком и перестанешь быть настоящим авиационным командиром. Установка эта, может быть, была и спорная, однако она не лишена истины.

В своей командирской деятельности И. И. Клещёв неизменно проявлял новаторство, инициативу, особенно в области управления истребителями и совершенствовании приёмов борьбы с вражеской авиацией. Одним из первых он наладил надёжную связь между самолётами и землёй, всегда обнаруживал деловую заинтересованность в организации пунктов наведения. Ему же в первую очередь принадлежит инициатива эшелонирования боевых порядков истребителей по высоте и налаживания взаимодействия лётчиков в паре.

Командуя полком, Клещёв с аэродрома отдавал приказы по радио. Однако, если обстановка в воздухе того требовала и противник нажимал, Клещёв немедленно садился в свой самолёт, и его появление в воздухе и участие в бою, как правило, приводили к победе. Был случай когда Майор Клещев на своем "Яке" вступил в бой с 7 "Мессерами". В этом бою он сбил 2 самолёта и выиграл сражение. В другом вылете он сбил сразу три немецких самолёта.

Выход из строя Героя Советского Союза Ивана Клещева глубоко опечалил весь полк. Но это был крепко сколоченный боевой коллектив, и уже на следующий день он дрался так же, как и при Клещёве. К 3 Октября в полку осталось лишь около трети штатной численности лётчиков и боевых машин. Люди безмерно устали, а самолётный парк требовал серьёзного ремонта. Поэтому полк, уже в третий раз, был выведен на отдых и пополнение в тыл. Лишь за 3 недели боёв лётчиками было уничтожено 83 вражеских самолёта. В Ноябре 1942 года 434-й истребительный авиаполк был преобразован в 32-й Гвардейский".

Як-9 И.И.Клещева, 1942 год
Истребитель Як-9 И. И. Клещева.

Иван Клещёв, бесстрашный боец, выходивший победителем из самых горячих боёв, погиб в авиационной катастрофе 31 Декабря 1942 года. К тому времени он совершил уже около 380 боевых вылетов и уничтожил лично и в составе группы около 50 самолетов противника ( во многих изданиях число побед приводится разное - от 35 до 54 !  Наиболее часто встречается цифра - 16 лично и 32 в группе, а в одном из источников указаны 22 личные победы. Если прибавить к ним 32 групповые, то получится как раз 54 !? ). Однако, точных данных пока нет. За период своей боевой деятельности Иван Клещёв освоил самолеты: И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7Б и Як-9.

Похоронен в городе Рассказово Тамбовской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ) и Отечественной войны 2-й степени. Истребитель Як-9 Ивана Клещева с 14-ю звёздочками на борту, отметками о личных победах, в настоящее время хранится в Музее ОКБ имени А. С. Яковлева.

Сайт управляется системой uCoz



Советский Ас глазами его техника

Возврат

Н а з а д