HSU

Карасёв Александр Никитович

А.Н.Карасев

Родился 30 Августа 1916 года в городе Владикавказ, Северной Осетии, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, работал токарем на швейной фабрике имени С. М. Кирова. С 1937 года в Красной Армии. Окончил Нахичеванскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году и Батайскую в 1941 году.

Участник Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Сражался в небе Сталинграда и Ростова - на - Дону.

К Маю 1943 года командир звена 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт ) Гвардии Старший лейтенант А. Н. Карасев совершил 301 боевой вылет, провёл 70 воздушных боев, сбил 14 самолетов лично и 9 в группе. 24 Августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов. В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1968 года Генерал - Майор авиации А. Н. Карасев - в запасе. Жил в городе Чернигов. Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды, медалями. Умер 14 Марта 1991 года.

*   *   *

Свои первые боевые вылеты Александр Карасёв провёл в Июне 1941 года на Южном фронте, будучи пилотом 282-го истребительного авиаполка. Осенью был назначен командиром звена 5-й отдельной эскадрильи ПВО, а в Июле 1942 года принял участие в боях на Сталинградском направлении в составе 6-го истребительного авиаполка.

6 Августа 1942 года одержал одну из своих ярких побед, за полминуты сбив два пикировщика Ju-87. В Сентябре 1942 года Лейтенант Карасёв был переведен в прославленный 9-й Гвардейский истребительный авиаполк. В боях под Сталинградом он выполнил 120 боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сбил 6 самолётов противника. 17 Декабря, находясь в группе прикрытия, принял бой с восьмёркой Ме-109 и, мастерски используя высоту и солнце, сбил 2 из них.

С особенным вдохновением Карасёв вёл воздушные бои при освобождении Ростова: ведь в оккупированном немцами городе оставалась его единственная Надя. Когда Ростов освободили и полк перелетел на аэродром имени М. В. Фрунзе, лётчик получил разрешение командира, видавшую виды полковую "эмку" и помчался по ещё дымящимся улицам за любимой... Как в сказке, нашёл её, худую, но счастливую, и привёз в полк, устроив воентехником БАО.

Тяжелейший бой провела 25 Марта 1943 года шестёрка "Яков" 9-го ГвИАП под командованием Амет Хана - Султана с группой из более 100 бомбардировщиков противника под прикрытием 18 истребителей Ме-109. В этом бою наши лётчики сбили 7 самолётов. Переломный момент наступил когда Николай Коровкин таранным ударом уничтожил ведущего вражеских истребителей. Обе машины развалились на куски. Коровкину удалось выбраться из обломков и раскрыть парашют, но другой "Мессер" достал его огненной трассой...

Александр Карасёв не успел прикрыть друга, но отомстил за его смерть - короткой очередью поджёг самолёт врага. За тем в ярости бросился на другого, но сам попал под встречную трассу, сбившую фонарь с кабины. Осколками ему поранило лицо. Кровь заливала глаза, однако Александр продолжал атаковать и сразил ещё один самолёт. В этом же бою был сбит и ведомый Амет Хана - Иван Борисов, но сумел спастись на парашюте.

Оправившись от раны полученной в этом бою, Александр Карасёв вскоре женился на своей возлюбленной и в полку, как в сказке, сыграли первую свадьбу, дохнувшую на людей весной и миром.

Затем он участвовал в боях на Кубани и Миус - фронте, за Таганрог и Мелитополь, Днепровский плацдарм и Севастополь. После "Яка", летом 1943 года, пересел на "Аэрокобру".

10 Мая 1943 года командир 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Подполковник Л. Л. Шестаков подписал представление его к званию Героя Советского Союза: "... Карасёв показал себя бесстрашным и волевым лётчиком, отлично знающим свой самолёт и вооружение... имеет на своём счету 301 боевой вылет, провёл 70 воздушных боёв, в которых сбил 23 самолёта противника, из них лично - 14".

Когда полк получил "Аэрокобры", Карасёв был уже признанным асом, одержавшим 30 воздушных побед. В боях за освобождение Донбасса он продолжил свой победный список, сбив Не-111, Ju-87 и Ме-109. 1 Февраля 1944 года он был назначен помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе, а 25 Февраля ему было присвоено звание Майор.

7 Апреля 1944 года, в период боёв за Крым, при вылете на штурмовку аэродрома в Джанкое, в бою с пятёркой Ме-109 самолёт Александра Карасева был подбит и загорелся. Лётчик пытался увести машину за линию фронта, но от ожогов потерял сознание. Машина упала на территории занятой врагом, чудом оставшийся в живых пилот попал в плен. К тому времени Гвардии Майор А. Н. Карасёв успел совершить около 380 боевых вылетов, участвуя в 112 воздушных боях, уничтожил 30 самолётов лично и 11 в группе с товарищами.

Долгое время однополчане ничего не знали о его судьбе. Лишь после войны стало известно, что Александр несмотря на ранения, несколько раз пытался бежать. Однажды, уже в 1945 году, в составе группы из 4 человек в течение нескольких дней пробирался с территории Германии на восток, но был схвачен и возвращен в лагерь. Освободили его советские солдаты 8 Мая 1945 года.

Спустя некоторое время ему были возвращены все награды, и он по - прежнему стал служить в авиации. Летал на истребителях нового поколения. Во время конфликта в Корее командовал 523-м истребительным авиаполком ( 303-я истребительная авиационная дивизия ), затем был назначен заместителем командира дивизии. Александр Никитович стал результативнейшим из советских ветеранов, Героев Советского Союза, сражавшихся в Корее. Совершив 112 боевых вылетов на МиГ-15бис, он в воздушных боях уничтожил лично 7 вражеских самолётов: B-29, F-86, 4 F-84, F-81 ( 19 Сентября 1950 года одержал сразу три победы, отправив на землю тройку штурмовиков F-84 ).

По возвращении в Союз продолжил службу в ВВС. Окончил Высшие академические курсы, а в Сентябре 1959 года - Военную академию Генерального штаба. 18 Февраля 1958 года ему было присвоено звание Генерал - Майор авиации. Более 10 лет он был начальником штаба Черниговского военного авиационного училища.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д