HSU

Губанов Алексей Алексеевич

А.А.Губанов

Родился 12 Марта 1918 года в Москве, в семье рабочего. Окончив 7 классов неполной средней школы, работал сборщиком автомоторов, занимался в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник освободительного похода в Западную Украину 1939 года и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны, сражался в составе 13-го истребительного авиаполка. Летая на самолёте ЛаГГ-3 сбил несколько вражеских самолётов.

К Маю 1943 года командир эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка ( 201-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Капитан А. А. Губанов совершил 358 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 14 самолётов противника. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл 550 успешных боевых вылетов, участвуя в 105 воздушных боях, лично сбил 28 и в группе с товарищами 9 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ВВС, летал на реактивных самолётах. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1973 года Гвардии Полковник А. А. Губанов - в запасе. Последние годы жил и работал в Воронеже. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями.

*   *   *

Есть люди, для которых ни один прожитый день, ни одно событие не остаётся бесследными. Время обогащает их, делает опытнее. Именно таким является Алексей Губанов. Он родился в 1918 году в Москве, в рабочей семье. Окончив 7 класов, поступил учеником слесаря на авторемонтный завод. Учился в вечернем радиотехникуме. Окончив в 1937 году аэроклуб, Алексей поступил в военную школу лётчиков. И уже через год был назначен командиром звена 13-го истребительного авиационного полка. Участвовал в боях с белофинами. В этом же полку и застала его Великая Отечественная война.

Вот тут - то и пригодился полученный боевой опыт. С первых же дней войны Губанов не раз вступал в бои и чаще всего выходил победителем. В совершенстве владея техникой пилотирования, отлично зная боевые возможности своего самолёта, он всегда старался захватить инициативу, тактически грамотно действовать, мгновенно оценивать обстановку и в ходе боя вносить, если это требуется, изменения в ранее продуманный план. Каждый воздушный бой он осмысливал затем теоретически, делая соответствующие выводы.

Свои первые воздушные победы Алексей Губанов одержал на самолёте ЛаГГ-3. Как известно, "ЛаГГи" получили во многих публикациях, особенно последнего времени, довольно дурную репутацию. Самолёт действительно был тяжеловат и вялый в маневре, но в умелых руках вполне мог потягаться с любым противником. Лучшим примером тому может послужить бой, проведённый Алексеем Губановым 3 Февраля 1942 года. В этой воздушной схватке А. А. Губанов добился выдающейся победы, сбив на ЛаГГ-3 сразу 3 вражеских истребителя Ме-109.

ЛаГГ-3

Истребитель ЛаГГ-3.  На такой машине летал А. А. Губанов.

Настоящим испытанием для Губанова стали бои в небе Сталинграда. Время тогда было горячее. Иногда в день приходилось делать по 3 - 4 боевых вылета. И редкий вылет обходился без встречи с воздушным противником. Иногда таких встреч бывало несколько. Характерный эпизод произошёл в Декабре 1942 года.

К тому времени бои на Волге увенчались блестящей победой наших войск. Здесь была окружена крупная вражеская группировка. Немецкое командование пыталось разорвать кольцо окружения. Сотни транспортных самолётов с боеприпасами и продовольствием днём и ночью направлялись к окружённой армии. Но наши истребители уничтожали вражеские самолёты ещё до подхода к цели.

В то же время начала наступление крупная группировка вражеских войск, сосредоточенных в районе Котельникова.Противник стремился любой ценой пробиться к своей армии. Однако наши войска не только сдержали натиск, но и сами перешли в наступление на этом участке фронта.

Истребительный полк, в котором служил Алексей Губанов, базировался на аэродроме вместе с полком штурмовиков Ил-2. Алексею была поставлена задача пятёркой прикрыть группу "Илов".

Штурмовики летели строем "правый пеленг". Пара истребителей, ведомая заместителем Губанова - Игнатьевым шла справа. Губанов находился слева от группы. Ещё два истребителя располагались сбоку с небольшим превышением. При появлении немецких истребителей эта пара должна была первой вступить в бой.

Погода в тот день была отличная - ни одного облачка. Группа легла на заданный курс. Справа, где зеркально блестела вода в изгибе Волги, виднелась огромная серая туча дыма - горел город. Серебристыми цепочками блестели рельсы. Самолёты летели вдоль железной дороги Сталинград - Котельниково.

Вот уже и линия фронта. Ни одного выстрела. Так же голубеет небо, однообразной, пёстрой кажется земля. Ровно гудят моторы. Небо мирное, ласковое. На большой высоте летит вражеский разведчик. За ним показались ещё две точки. Они быстро увеличиваются. Это истребители сопровождения.

- Внимание, впереди "Мессершмитты", - передал по радио Губанов.

Приняв сообщение, штурмовики уменьшили интервалы и дистанции, чтобы в случае необходимости плотнее был совместный оборонительный огонь. Два истребителя, шедших сбоку, начали набирать высоту.

Пролетевшие мимо Ме-109 стали разворачиваться, чтобы атаковать нашу группу сзади. Вот они уже догоняют верхнюю пару. Но в это время оба наши истребителя резко повернули им навстречу. Завязался бой.

- Прикрывай один, я помогу нашим, - передал Губанов заместителю и с набором высоты со стороны солнца стал заходить в хвост "Мессеру".

Немецкий пилот, увидев быстро приближающийся сзади советский истребитель, круто взмыл вверх. Губанов устремился за ним. Но вот вражеский самолёт достиг "потолка" и как бы на мгновение завис на месте. Очередь. Однако трасса прошла чуть левее. Немец резко перевёл машину в пикирование, и Губанов не успел исправить ошибку. Разворачивая самолёт, Алексей вдруг заметил, как второй Ме-109 повис на хвосте у одного из наших истребителей. Последний резко бросал машину из стороны в сторону. Губанов находился метров на 500 выше. Он молниеносно спикировал в хвост вражескому истребителю. Однако угрозы атаки было достаточно, чтобы "Мессер" отказался от преследования.

В это время на горизонте показалась ещё одна пара Ме-109. Полупереворотом, потеряв высоту, Губанов на бреющем, почти вплотную прижимаясь к земле, догнал ведомого "Мессера". Наведя перекрестье прицела в центр фюзеляжа, нажал гашетку. Было видно, как снаряды впиваются в самолёт врага. На грязном брюхе "Мессера" появились светлые вспышки огня. Из пробитого радиатора брызнула вода, распыляясь в воздухе белой полосой. Затем показалась тёмная струя дыма - загорелся мотор. Губанов еле успел отвернуть свою машину, чтобы не столкнуться с падающим самолётом врага.

Пилот второго Ме-109, увлекшись стрельбой по одному из наших штурмовиков, не заметил, что его напарник сбит. Губанов немедленно воспользовался этой ошибкой. Он стремительно направил свой самолёт к вражеской машине и дал очередь. "Мессер", вспыхнув, врезался в землю.

Вскоре наши штурмовики легли на обратный курс. Истребители продолжали их прикрывать. Заданиеи было выполнено. Обычный вылет. Только к числу сбитых Губановым самолётов противника прибавилось ещё два.

...В Августе 1943 года войска Воронежского фронта перешли в контрнаступление на Белгородско - Харьковском направлении. Их действия прикрывала авиация 2-й Воздушной армии. В те дни успешно действовали полки 201-й истребительной авиационной дивизии. Так, в конце дня 3 Августа, на пятом боевом вылете в район Задельное - Быково, сопровождая 6 штурмовиков Ил-2, Капитан А. А. Губанов во главе четвёрки Ла-5ФН встретил группу вражеских истребителей. В завязавшемся воздушном бою, кэмэск Губанов сбил 2 самолёта противника. "Илы" выполнив задачу, вернулись на аэродром без потерь.

Но не всегда и всё проходило гладко. В профессии лётчик - истребителя больше, чем в какой - либо другой, нужны такие качества, как быстрота реакции, твёрдые знания, умение грамотно использовать технику, тактическое мастерство. Человек может иметь своеобразие в характере, кое в чём отставать от товарищей, в чём - то ошибаться. Но одного не терпит эта профессия - трусости.

В конце 1944 года в эскадрилью прибыло несколько молодых пилотов. Среди них высокий, стройный Лейтенант, весельчак и балагур. Он неплохо играл на гитаре, пел и сразу пришёлся всем по душе - в суровых фронтовых буднях любят весёлых людей, умеющих шуткой скрасить тяжесть положения. Но лётчики ждали, как покажут себя молодые в деле.

Ждать пришлось недолго. И задание было обычное - эскадрилье вылететь на перехват вражеских самолётов. В задании было сказано: не трогать транспортные самолёты, а уничтожать их прикрытие - истребителей. Видимо, на "Юнкерсы" должны были направить истребители с других аэродромов.

Эскадрилья поднялась в воздух. И вовремя. Армада вражеских самолётов показалась с запада. Выше неё комариной стайкой блестели истребители. Наша эскадрилья построилась в заданный боевой порядок и с набором высоты устремилась навстречу противнику. Губанов старался быстрее сблизиться и атаковать наверняка, зная, что его ведомые следят за ним и первый успех в атаке даст им уверенность, задор, веру в успех - тот "огонёк", который особенно нужен в бою.

Атака была безошибочной. "Фокке - Вульф" не успел увернуться от снарядов, выпущенных Алексеем Губановым, и стал падать. Остальные FW-190 разделились на пары. Начался ожесточённый воздушный бой.

С земли были видны только тёмные чёрточки. Они медленно перемещались, временами превращаясь в точки, исчезая и вновь появляясь. Казалось, что стая птиц плавает, купается в солнечной голубой безбрежности.

В стороне показались ещё несколько вражеских самолётов. Всё увеличиваясь, они приближались к аэродрому. Откуда - то сверху мелькнула серебристая строчка, протрещала длинная очередь - и вот уже один из легко различимых теперь тяжёлых самолётов лениво свернул вниз, потом всё быстрее и быстрее пошёл к земле...

Когда истребители сели, Алексей Губанов выстроил лётчиков и медленно, сдерживаясь, спросил весельчака - Лейтенанта:

- Почему ушёл из боя, оставил ведущего ?

- Я прикрывал вас. А потом ударил по "Юнкерсу", - проговорил тот.

- В следующий раз струсишь - сами срубим... Запомни это... - коротко сказал Губанов.

Лейтенант побледнел и опустил глаза. Он не сказал больше ни слова. Но в следующих боях этот лётчик ни разу уже не подводил - сумел перебороть страх.

Так воевал и воспитывал подчинённых Алексей Губанов. Один из своих последних воздушных боёв он провёл 29 Марта 1945 года. Уже на исходе дня восьмёрка Ла-7, ведомая им, сопровождала девятку бомбардировщиков. В районе цели наши самолёты были атакованы 20 истребителями противника. Их первая четвёрка прорвалась к замыкающему звену, но полностью была уничтожена в ходе короткого боя. Однако и 2 наших бомбардировщика были повреждены. В сопровождении "Лавочкиных", они перелетели линию фронта и сумели произвести удачную посадку. Боевое задание было выполнено: бомбардировщики удачно отбомбились по вражеским позициям, а сопровождающие их истребители сбили 5 немецких Ме-109.

Алексей Губанов сражался в небе Сталинграда, на Кубани, на Курской дуге, над Днепром и под Тернополем, участвовал в освобождении Польши и Чехословакии. С Ноября 1942 года летал на Ла-5, а со второй половины 1944 года - на Ла-7.

А.А.Губанов

Войну командир эскадрильи 111-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 10-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 10-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт ) Гвардии Майор А. А. Губанов закончил в Праге. Всего он произвёл 550 успешных боевых вылетов, участвуя в 105 воздушных боях, лично сбил 28 и в группе с товарищами 9 самолётов противника. Все победы были одержаны на истребителях конструкции С. А. Лавочкина - ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7.

После окончания войны Алексей Алексеевич ещё долго служил в ВВС. Окончив Военную академию, Гвардии Полковник А. А. Губанов снова вернулся в лётную часть. Казалось, годы обходят этого энергичного, жизнерадостного человека. Он всегда весел, полон энтузиазма и молодого задора. Много работает. Иногда пишет статьи - благо ему есть чем поделиться, о чём вспомнить...

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д