HSU

Фёдоров Иван Евграфович

И.Е.Фёдоров

Родился 23 Февраля 1914 года в Харькове, в семье рабочего. Детство и юность провёл в городе Луганск ( Украина ). В 1929 окончил школу Осоавиахима, летал на планерах. Работал слесарем - инструментальщиком, помощником машиниста и машинистом паровоза на паровозостроительном заводе. В 1930 окончил вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, в 1931 - школу ФЗУ, в 1932 году - 1 курс Луганского пединститута. С 1932 года в Красной Армии, в том же году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Служил в строевых частях ВВС младшим лётчиком и командиром звена в Житомире ( Украина ).

С Мая 1937 по Январь 1938 года участвовал в боевых действиях в Испании. На самолёте И-16 сбил несколько самолётов противника.

После возвращения в Советский Союз был командиром отдельного отряда, помощником командира полка и командиром истребительного авиационного полка в Житомире. В 1939 году окончил Высшие авиационные курсы усовершенствования офицерского состава в Липецке. Продолжил службу в должности командира истребительного авиационного полка в городе Великие Луки ( Псковская область ).

С лета 1940 года был лётчиком - испытателем авиазавода № 21 в Горьком, Испытывал серийные истребители И-16. С Ноября 1940 был в командировке в Китае. В это время при помощи советских специалистов в городе Урумчи был построен авиазавод № 600, на котором строились истребители И-16. Начальником лётно - испытательной станции этого авиазавода был назначен И. Е. Фёдоров. В Мае 1941 года, после катастрофы лётчика - испытателя С. Н. Викторова, был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком - испытателем.

В Феврале 1942 года вернулся на авиазавод № 21 ( город Горький ), где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В Июле 1942 года самовольно перелетел на фронт. Воевал на Калининском, Центральном, 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах.

В Июле - Сентябре 1942 года был старшим инспектором по технике пилотирования Управления 3-й Воздушной армии, командиром группы штрафников на Калининском фронте. В Сентябре - Декабре 1942 года - командир 157-го истребительного авиационного полка ( Калининский фронт ). В 1943 году окончил Курсы начальствующего состава. В Январе - Апреле 1943 года - командир 256-й истребительной авиационной дивизии ( Калининский фронт ). В Апреле 1943 года - Июне 1944 года - командир 273-й истребительной авиационной дивизии ( Центральный и Белорусский фронты ). С Июня 1944 года - заместитель командира 269-й истребительной авиационной дивизии ( 3-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты ).

За время Великой Отечественной войны совершил около 120 боевых вылетов, провёл около 20 воздушных боёв, в которых сбил 17 самолётов противника ( в некоторых источниках приводятся и другие цифры ).

С Сентября 1945 года был старшим лётчиком - испытателем ОКБ С. А. Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания самолётов Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-154, Ла-156, Ла-174ТК. В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/час. В том же году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15. В Декабре 1948 года во время испытаний самолёта Ла-176 одним из первых в стране достиг скорости звука в полёте со снижением.

5 Марта 1948 года лётчику - испытателю Полковнику И. Е. Фёдорову за проведение испытаний и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1949 - 1950 годах был лётчиком - испытателем ОКБ-1, располагавшегося в городе Дубна Московской области. В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов "140-Р". В 1950 - 1954 годах был лётчиком - испытателем Научно - исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28. Лётчик - испытатель 1-го класса.

С 1954 года Полковник И. Е. Фёдоров - в запасе. До 1974 года работал заведующим отделом в Министерстве иностранных дел СССР. Живёт в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( четырежды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями иностранными наградами.

*   *   *

Военного лётчика Ивана Фёдорова трижды представляли к званию Героя Советского Союза. Он летал на 297 типах самолётов, начиная ещё с биплана "Авро" и кончая реактивным Ла-176. Участвуя практически во всех военных конфликтах 30 - 50-х годов. Согласно энциклопедии "Авиация и Космонавтика ( научное издание 1994 года ), в воздушных боях сбил 49 вражеских машин лично и 47 - в составе группы. Некоторые эпизоды из его бурной биографии буквально граничат с фантастикой. Иван Евграфович получил личные поощрения за мастерство и бесстрашие, проявленные в полётах не только от Долорес Иббарури и Сталина, но и, как это ни странным покажется, от Гитлера...

Участник многих войн, выдающийся лётчик - испытатель, фирменный лётчик КБ Лавочкина, он выполнил свой первый полёт в 1929 году, а спустя почти 20 лет, осенью 1948 года, стал первым советским лётчиком, достигшим скорости звука...

И. Е. Фёдоров родился 23 Февраля 1914 года в Харькове, в семье рабочего. Настоящая фамилия Ивана Евграфовича - Денисов. Его отец, будёновец Первой Конной Армии, вернувшись с Гражданской войны в Луганск, переписал сына на фамилию своего деда. Это, как говорится, от греха подальше, так как 8-летний Иван, будучи батраком у местного багатея, в отместку за побои хозяина поджёг его усадьбу, нанеся немалый ущерб эксплуататору. Воспитанием Ивана занимался дед, проживший 123 года, до самой смерти ничем не болевший, в самую лютую зиму ходивший в одной рубашке и водку пивший ведрами. Прожил бы дедушка ещё неизвестно сколько, да наступил на ржавый гвоздь и помер от заражения крови.

Только в 14 лет у Вани Фёдорова появилась возможность продолжить образование, где он проявил немалые способности. Программу пятилетки Иван прошёл за 2 года, окончил обучение на слесаря - инструментальщика, затем - на машиниста паровоза. Да к тому же увлёкся авиацией в планерной школе и уже в 15 лет поднялся в небо ( руководителем лётного кружка в Луганске был знаменитый впоследствии лётчик - планерист Василий Степанчонок ). К лётному делу Иван относился серьёзно - выполнил нормативы мастера по шести видам спорта: по боксу, волейболу, борьбе, плаванию, фехтованию и акробатическим прыжкам на мотоцикле.

После окончания ФЗУ Фёдоров работал слесарем, помощником машиниста и машинистом на маневровых паровозах, но мечту летать не оставлял. В 1929 году окончил школу Осоавиахима по классу гражданского лётчика. В 1932 году он был призван в ряды Красной Армии и в том же году, окончив Ворошиловградскую военную школу пилотов, начал службу младшим лётчиком, а затем командиром звена в 35-й авиаэскадрилье Киевского особого военного округа.

Пилотаж юного военного лётчика Фёдорова в зоне уже тогда обращал на себя внимание напором, четкостью линий и точной координацией. Командир звена Межтузов не раз ставил в пример молодого пилота. В 1934 году Фёдоров в лагерях под Житомиром впервые познакомился и истребителем И-16, а в 19 лет он был уже командиром эскадрильи, летал на И-15 и И-16, вывозил молодых лётчиков, совершенствовался в пилотировании и боевой подготовке.

В 1937 году, после воздушного парада над Красной площадью его участников пригласили в Кремль. Был там и Старший лейтенант И. Е. Фёдоров, уже известный среди пилотов как "пилотяга и заводила". 12 самых отчаянных лётчиков договорились проситься в Испанию. В роли ходатая этой операции был выбран Иван Фёдоров. Вскоре они были уже в Испании...

17 Июня 1937 года запомнился Ивану на всю жизнь: тогда он сбил свой первый самолёт. На порт Лос - Аркасарне ( близ Картахены ), заходили 5 бомбардировщиков и 2 "Мессера". Прозвучал сигнал тревоги, Фёдоров, не раздумывая, вскочил в ближайший, только что заправленный топливом и укомплектованный патронами истребитель И-16. Запустил двигатель и пошёл на взлет, только тогда заметив, что в сиденье нет парашюта. Иван осмотрелся, прикинул маневр, врезался в группу вражеских самолётов и резко маневрируя, связал её боем. Наконец, улучшив момент, зашёл "Мессеру" в хвост и сразил врага длинной очередью. Так впервые он испытал радость победы.

Испанская кампания завершилась для Фёдорова благополучно. В архивном деле № 8803 значится, что за год пребывания на испанском фронте он "совершил 286 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе...", в том числе два Ме-109, новую немецкую машину, считавшуюся у фашистов неуязвимой, дважды таранил вражеские машины ( 18 Июля и 21 Августа 1937 года - оба тарана документального подтверждения пока не имеют ). Однажды, перехватив одиночный "Фиат" измотал его в 20-минутном бою и заставил сесть на своём аэродроме.

И-16 тип 5 Республиканских ВВС

Истребитель И-16 тип 5 Республиканских ВВС, лето 1938 года.

За отчаянную храбрость и великолепное лётное мастерство Начальник авиации Испанской Республики Игнасо Идальго де Сиснерос торжественно вручил Ивану Фёдорову высшую награду республиканцев - орден "Лавры Мадрида". Такую награду в СССР получили всего 5 человек, один из них - "полковник Малино" - будущий Маршал Советского Союза и министр обороны СССР - Р. Я. Малиновский.

Советское правительство так же не осталось в долгу - наградило его двумя орденами Красного Знамени. 24 Февраля 1938 года Капитан И. Е. Фёдоров, вместе с другими, наиболее отличившимися в боях участниками, был впервые представлен к званию Героя Советского Союза, но Золотую Звезду ему тогда не суждено было получить...

В память о тех огненных событиях у Фёдорова остались испанские имена - "Деабле Рохо" ( "Красный дьявол" ), которым его за смертоносные атаки нарекли испанские товарищи, и ещё имя из паспорта - Жуан. И, конечно же, - благодарственный поцелуй Ибаррури и подаренные ею патефон и пистолет "Астра".

Вскоре по возвращении из Испании, Иван Фёдоров получил назначение на должность командира 7-го ИАП. В 1939 году окончил Липецкие высшие курсы усовершенствования командиров авиаполков - бригад и стал командиром 42-го ИАП. Затем последовали ещё две "загранкомандировки". Первая - через Благовещенск в Китай, где Майор Фёдоров находился в качестве советника по истребительной авиации и одержал 2 воздушные победы.

Следующий вояж - Халкин - Гол. Вот там - то было по - настоящему жарко. Фёдоров вспоминает: "Могу свидетельствовать, что японские лётчики были нашими достойными противниками. Летали они на своих, довольно неплохих для того времени истребителях И-96 и показали себя смелыми бесстрашными бойцами". В небе Монголии Иван Фёдоров одержал ещё 2 победы.

Следующим театром военных действий стала для него Советско - Финляндская война 1939 - 1940 годов, в которой он уничтожил 4 самолёта противника.

В конце 1940-го - начале 1941 года, в соответствии с советско - германским договором, группа немецких лётчиков более 3-х месяцев провела в СССР, изучая наш истребитель И-16. Затем был ответный визит, так сказать, обмен опытом. Четверо русских лётчиков прибыли в Берлин 14 Июня 1941 года и за 4 дня облетали все немецкие самолёты. На совместных показательных выступлениях Фёдоров был особенно настроен показать врагу ( он был уверен, что Гитлер готовит войну против СССР ), с какими пилотами ему придется иметь дело.

Немецкие лётчики, сдерживая эмоции, удивлялись лётным способностям наших авиаторов, когда те опробовали их самолёты в воздухе. Фёдоров, например, на "Хейнкель-100" всего за несколько минут выполнил, с его слов, более 100 фигур, чем весьма озадачил немцев. Особенное впечатление произвела на них замедленная бочка, которую в то время могли выполнять очень немногие пилоты.

Увидевший своими глазами, что вытворяет в воздухе Фёдоров, Гитлер был ошеломлён и поражён. Рейхсмаршал авиации Геринг угрюмо подтвердил, что даже лучшие немецкие асы повторить "воздушные акробатические фокусы" советского лётчика не смогут... 18 Июня 1941 года состоялся прощальный банкет в резиденции Рейхсканцлера. На банкете Гитлер вручил советским лётчикам награды, Фёдоров из его рук получил один из высших орденов рейха - "Железный крест с дубовыми листьями I-й Степени". А ещё каждому подарили по три золотые монеты достоинством 10 тысяч марок. На них тогда можно было купить несколько "Мерседесов". На пятый день после возвращения лётчиков домой началась война...

Вскоре после начала Великой Отечественной войны он написал командующему ВВС РККА рапорт с просьбой отправить его на фронт, но вместо этого был отправлен в Горький на завод № 21 для испытаний самолётов ЛаГГ-3 в качестве ведущего пилота. Испытывая самолёты Иван душой рвался на фронт. В Июле 1942 года, выполнив задание на полигоне, он берёт курс из Горького на Калинин.

После долгих приключений, найдя аэродром Мигалово, Иван на радостях закрутил приветственный комплекс пилотажа типа "знай наших" и зашёл на посадку. Вскоре к самолёту подъехал М. М. Громов ( командующий 3-й Воздушной армией ), завязался разговор. Как раз в это время над аэродромом появился немецкий разведчик "Хейнкель-111", который шёл над нижней кромкой облачности. У Фёдорова прямо - таки загорелись глаза: "Разрешите, товарищ командующий, указать немцу его место приземления ?"

Бой был коротким. На глазах всей дивизии Иван взлетел, догнал Не-111 и атаковал его на высоте 1500 метров. Очередь из пушки так резанула, что отвалилось крыло. Немцы выпрыгнули на малой высоте и парашюты не успели раскрыться... Громов после посадки пожал руку Фёдорову и сказал: "Поздравляю, Майор. Будем считать, что ваша фронтовая практика начата."

И вновь пошли фронтовые будни, бои за боями. С Сентября 1942 года Иван Фёдоров сражался на Калининском фронте, исполняя обязанности командира 157-го истребительного авиационного полка.

В Августе 1942 года замнаркома обороны Генерал А. Новиков лично на Фёдорова возложил формирование при 3-й Воздушной армии Калининского фронта отдельного полка асов - в пику немцам. У них уже имелась специальная авиагруппа из 28 опытнейших пилотов, летавших на "Мессерах" с нарисованными на фюзеляжах игральными картами.

И вот в одном из боёв Фёдоров в паре с Андреем Боровых на Як-7, патрулируя вдоль линии фронта, столкнулись с большой группой Ме-109G. Завязался жестокий скоротечный бой. Буквально за 5 минут Боровых сбил "Мессер" с пиковой дамой на борту, а Фёдоров сразил червонного туза. И как вскоре выяснилось, это был, ни много, ни мало, самолёт самого командира группы Асов Полковника фон Берга, который имел на своем счету 127 воздушных побед.

Только за два месяца боёв на личном счету Ивана Евграфовича было 15 сбитых и 3 подбитых самолёта противника. Командир 6-го истребительного авиационного корпуса Гвардии Полковник Н. Жильцов в Январе 1944 года подписал боевую характеристику и представление И. Е. Фёдорова ( вторично ) к званию Героя Советского Союза, подчеркнув при этом, что за эти сбитые он ещё не награждался. К тому времени, окончив курсы командиров полков, Полковник И. Е. Фёдоров был назначен командиром 273-й истребительной авиационной дивизией.

Но в это время сменился командир авиакорпуса, им стал Генерал Е. Ерлыкин, который нашёл массу всевозможных недочётов в руководстве дивизией. Судя по документам, он высказал "... целесообразность посылки Фёдорова на курсы командиров дивизий для углубленного приобретения оперативно - тактических знаний" и отстранил Ивана Евграфовича от должности комдива. А представление его к званию Героя второй раз приостановили.

Зато Фёдоров вновь попал в свою стихию - получил возможность больше летать, а главное - право на свободную охоту. При поддержке Генерала М. М. Громова, Фёдорова утвердили в должности заместителя командира 269-й Краснознаменной истребительной авиационной дивизии Полковника Валентина Додонова, где он и прослужил до конца войны, уничтожив лично и в групповых боях 96 вражеских самолётов ( Н. Г. Бодрихин в своей книге "Советские асы" указывает на 17 лично сбитых самолётов, из них - 10 бомбардировщиков ).

Иван Евграфович не раз таранил самолёты противника. Удачный таран был 17 Августа 1944 года. Летели в паре вдоль железной дороги. Противоположным курсом - строй "Юнкерсов". Насчитал 31 бомбардировщик. Их сопровождают и прикрывают ещё 18 "Мессершмиттов". Едва начал строить маневр для атаки, как ведомый с перепугу пошёл вниз и бросил командира. Фёдоров передал по рации: "Следите за последней работой, чем позорно жить, лучше честно умру !" - и бросился в самую гущу бомбардировщиков. С близкого расстояния сбил пять "Юнкерсов" и одного таранил. Документ, подтверждающий описание этого боя, подписал начальник штаба 6-го истребительного авиакорпуса Полковник Н. П. Жильцов. Лётчик едва - едва дотянул до своего аэродрома на истерзанной, не слушающейся руля машине.

Интересный факт фронтовой биографии Фёдорова - командование группой штрафников. О лётчиках - штрафниках ни в "Истории Великой Отечественной войны", ни в трудах военных историков вообще нет ни слова. Это была идея самого Сталина, а прежде ничего подобного ни в одной армии мира не заводили. Полномочия дали Фёдорову большие: за малейшую попытку неповиновения расстреливать на месте. Этим правом он не воспользовался ни разу. Его штрафники сбили около 400 самолётов, не считая сожжённых на земле, на счету некоторых из них было от 50 до 100 побед в воздухе ( неофициально ). Через несколько месяцев Фёдорова вызвал маршал Конев и сказал: "Пиши отчёт, что делать со штрафниками". Четверо были представлены к званию Героя, остальные получили награды и очередные воинские звания до выслуги, и все разъехались по своим полкам...

Парадокс, но за всё время Великой Отечественной войны Фёдоров был награжден лишь тремя орденами: двумя Отечественной войны 1-й и 2-й степени и ещё Александра Невского за формирование полка Асов. В самом конце войны Фёдорова представили за обучение боевых лётчиков приёмам воздушного боя к ордену Красного Знамени, но награды этой он почему - то не получил.

После окончания Великой Отечественной войны, с 1 Октября 1945 года по личной просьбе С. Лавочкина, Фёдоров был переведён из ВВС в Министерство авиационной промышленности. Работал лётчиком - испытателем на заводе № 301 в Химках. Одним из первых осваивая новую реактивную технику, первым облетал большинство послевоенных самолётов Лавочкина - 150, 152, 154, 156, 160, 174, 176, первым выполнил полёт на самолёте со стреловидным крылом ( Ла-160 ), установив в конце 1947 года Всесоюзный рекорд скорости, одним из первых катапультировался во внештатной ситуации из Ла-174 ( в серии Ла-15 ) и, наконец, первым осенью 1948 года достиг и превысил в пологом пикировании звуковой барьер на Ла-176.

Скрупулезность, точность и честность в научных отчётах в то время особенно ценились, и, когда Лавочкину доложили, что звуковой барьер превзойдён, он приказал аттестовать трубку для замера сверхзвуковых скоростей, и уже с проверенной трубкой полёт выполнил Олег Соколовский. Этот полёт, выполненный 26 Декабря 1948 года, и считается первым официальным сверхзвуковым полётом в СССР.

В ходе испытаний реактивных самолётов Фёдоров превышал показания около 30 мировых рекордов для самолётов этого типа. Во время работы испытателем не раз попадал в труднейшие передряги. В книге "Лечу за мечтой", Игорь Шелест приводит один из таких эпизодов:

"Году в 48-м, при испытании одного из опытных реактивных истребителей Лавочкина, у Фёдорова произошел феноменальный случай. Он планировал на посадку. Вдруг наблюдавшие со старта заметили, как самолёт стал быстро крениться. Всё больше, больше... "Конец !" - обожгла всех мысль, когда машина и вовсе перевернулась на спину... Но нет. Будто подхваченный горизонтальным смерчем, истребитель вертанул крылом ещё резче и вышел в нормальное положение. Под ним оказалась бетонная полоса, и секундами позже он покатился по ней как ни в чём не бывало.

Сперва никто не мог отделаться от мысли, что Женя - Ваня, как называли тогда Ивана Евграфовича товарищи, отчубучил на планировании перед самой посадкой непростительно дерзкий номер - бочку. Но выяснилось совсем иное. Как только он нажал на рычаг выпуска закрылков - щитков, как тут же почувствовал: самолёт резко устремился в крен. Фёдоров - отличнейший мастер высшего пилотажа, можно сказать, "воздушный акробат", не воспрепятствовал машине, уловив сразу же, что это не в его силах, а скорей рефлекторно помог ей без зарывания носа к земле закончить полный оборот.

Пока самолёт "доворачивался" к нормальному положению, Фёдоров успел догадаться, что во всем виноват щиток - закрылок, и быстро перевёл кран в исходное положение. Самолёт тут же прекратил вращение. И всё это было выполнено поразительно точно и оказалось единственно правильным решением. Уже на земле, техник проверяя щиток - закрылок на левой плоскости, поддел его отверткой и тот выпав повис на петлях. Ушко тяги управления закрылком было сломано..."

Однажды С. А. Лавочкина вызвали к Сталину, он взял с собой Фёдорова и в конце беседы представил его: "Это, товарищ Сталин, наш шеф - пилот. Отлично воевал, теперь испытывает наши реактивные машины..."

И.Е.Фёдоров

- Что бы вы хотели ? - спросил Сталин.

- Чтобы он стал Героем. Дважды уже представляли и всё безрезультатно !

- Что же, не беспокойтесь, разберёмся...

Вот так, благодаря Лавочкину, 5 Марта 1948 года Фёдоров, наконец - то, получил с "третьего захода" Золотую Звезду Героя - "... за испытание и освоение новой военной реактивной техники..." ).

В 1949 году Фёдоров закончил курсы лётчиков - испытателей МАП и до 1954 года находился на испытательской работе. Участвуя в Корейской войне 1950 - 1953 годов, одержал ещё 7 воздушных побед. Всего же, за время своей боевой деятельности, уничтожил ( по его собственным словам ) 135 самолётов противника лично и в составе группы.

2 Марта 1954 года Полковник И. Е. Фёдоров был уволен в запас. Живет в Москве.


Сайт управляется системой uCoz



Подробные статьи о И. Е. Фёдорове:

"Лётчик - истребитель И. Е. Фёдоров" ( Лев Вяткин )

"Первый..." ( газета "Труд-7", Май 1998 год )

"Небесный вездеход" ( газета "Труд-7", Май 2000 год )


Возврат

Н а з а д